Бразилиа



Город-эксперимент Бразилиа — это воплощение казавшейся несбыточной мечты, полный достопримечательностей. Жуселину Кубичек ди Оливейра был избран президентом (1 956-1960) отчасти благодаря крайне амбициозному обещанию перенести столицу на 1 200 км в глубь материка от Рио-де-Жайнеро, в малообжитые внутренние районы страны, до конца своего первого президентского срока. Эту задачу чудесным образом осуществили десятки тысяч рабочих, создавшие на месте густых тропических лесов большой город по единому плану. Главные общественные здания, в частности собор, имеют фантастические архитектурные решения. Город Бразилиа оправдал ожидания Кубичека, стремившегося оживить развитие внутренних районов страны, и стал гимном не только современной архитектуре, но и экономическому потенциалу Бразилии.

Статуя Христа над Рио-де-Жанейро

Кафедральный собор Бразилиа

Поражающая воображение, но простая архитектура собора сделала его «визитной карточкой» города. Пространственный объем внутри увеличивается за счет круглого пола, расположенного ниже уровня земли и, соответственно, входа.

Видение священику

В 1883 г. итальянскому священнику Дон Жоау Боско было видение о будущем месте новой бразильской столицы. Ежегодно в последнее воскресенье августа в Бразилиа проводятся шествия в честь очередной годовщины.

План города

Бразилиа построен по уникальному генеральному плану, который называют «пилотным планом». Градостроитель Лусиу Коста замечал, что он просто следовал рельефу местности. Он хотел создать симметричный геометрический план идеального города и тем самым модель идеального общества. Город формировался вдоль двух пересекающихся магистралей — Монументальной и Жилой. Шесть широких проспектов должны были подчеркнуть великолепие столичного города, а треугольная площадь с Верховным судом, комплексом Конгресса и президентским дворцом (дворец Планалту) по сторонам — стать архитектурным воплощением равновесия трех этих ветвей власти. Жилая застройка состоит из «суперблоков», каждый из которых объединяет четыре квартала шестиэтажных жилых домов. Особенно хорошо эти строения были видны на видео бразильского карнавала 2013 года.

Конкурс

В 1957 г. Лусиу Коста был объявлен победителем конкурса на планировочное решение новой столицы. Коста был автором генерального плана, но главные здания города спроектировал Оскар Нимейер. Оба были учениками архитектора-модерниста Ле Корбюзье, с легкой руки которого в мире начали строить функциональные дома-коробки. Коста критиковали за то, что он не разработал систему общественного транспорта и спроектировал город на 500 000 жителей, в то время как сейчас в нем живут более двух миллионов человек, и многие из них — в трущобах. Однако все согласны с тем, что Нимейер, спроектировав великолепные общественные здания, достиг своей цели и придал городу «гармоничный и неожиданный» облик.

Оскар Нимейер

Этот образ, созданный Нимейером, синонимичен подъему современной Бразилии. Родившийся в 1907 г., Нимейер в 1934 г. закончил Национальную школу изящных искусств в Рио-де-Жанейро, где затем в сотрудничестве с Лусиу Коста и Ле Корбюзье участвовал в проектировании здания министерства образования и здравоохранения. Вероятно, самыми известными его произведениями стали главные общественные здания в Бразилиа, такие как комплекс Национального конгресса с выпуклыми и вогнутыми куполами, завораживающий Кафедральный собор и эффектный Дворец правосудия.