Дом Рубенса, Антверпен



Здание, служившее домом и студией Питеру Паулю Рубенсу на  протяжении последних 30 лет его жизни (1610-1 640), расположено на площади Ваппер в Антверпене. Город приобрел это владение перед Второй мировой войной, но дом сильно обветшал, и то, что можно видеть сегодня, — результат тщательной реставрации. Дом Рубенса (Rubenshuis), разделенный на две части, дает замечательное представление о том, как жил и работал художник. Слева от входа расположены узкие помещения жилых апартаментов, обставленные современной художнику мебелью. За этими комнатами находится кунсткамера, или художественная галерея, в которой Рубенс вывешивал как свои полотна, так и картины других художников и где принимал друзей и богатых покровителей, таких как эрцгерцог Альберт и инфанта Изабелла. Справа от входа находится главная студия — просторный зал, где Рубенс работал над своими полотнами.

dom rubensa

Кунсткамера

В этой художественной галерее выставлены живописные эскизы Рубенса. Кунсткамера завершается полукруглым помещением с куполом, образцом для которого послужил римский Пантеон.

dom rubensa

Спальня

dom rubensa

Студия Рубенса

Подсчитано, что Рубенс создал около 2500 живописных полотен в этом большом помещении с высокими потолками. Чтобы иметь возможность выполнить такое количество заказов, Рубенс часто сначала делал наброски, а затем передавал их для завершения другим художникам, работавшим в студии.

РЕЛИГИОЗНЫЕ РАБОТЫ

Рубенс был истовым католиком, создавшим великолепные религиозные и аллегорические шедевры. Некоторые из них можно увидеть в Антверпене, например роспись потолка в иезуитской церкви Св. Игнатия и триптих в соборе Богородицы.

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640)

Рубенс с ранних лет учился у известных антверпенских художников, а в 1600 г. отправился в Италию, чтобы познакомиться с работой мастеров итальянского Ренессанса. По возвращении в Антверпен в 1 608 г. Рубенс благодаря своей репутации был назначен художником при дворе эрцгерцога Альберта и его жены инфанты Изабеллы. Соединивший в своем творчестве фламандский реализм и классические образы итальянской ренессансной живописи, Рубенс стал самым знаменитым в Европе художником эпохи барокко. После 1626 г. он выполнял дипломатические поручения и был представлен при дворах Карла I в Англии, Марии Медичи во Франции и Филиппа IV в Испании. В 1 630 г., поспособствовав заключению мирного договора между Англией и Испанией, он был возведен в рыцарское достоинство Карлом I за дипломатические заслуги.

 

РУБЕНС В АНТВЕРПЕНЕ

После возвращения в Антверпен в 1608 г. Рубенса завалили заказами аристократы, церковь и государство. Он писал полотна для алтарей, создавал гравюры, эскизы для гобеленов и даже сценарии пышных зрелищ. Прекрасно обустроенная студия, созданная по образцу его студии в Италии, отлично справлялась с этими заказами, и под его руководством процветала целая школа талантливых художников.

 

ДОМ, ПОСТРОЕННЫЙ РУБЕНСОМ

Пребывание Рубенса в Италии (1600-1608) повлияло не только на художественные, но и на архитектурные вкусы живописца. Оформление дома Рубенса, украшенного арками и скульптурами, отражает его любовь к формам итальянского Ренессанса. Его стиль ярко контрастирует с архитектурными традициями тех дней и несет на себе отпечаток его неуемной творческой фантазии. Именно сюда приходили его самые знаменитые гости. В дом можно войти, в соответствии с замыслом Рубенса, через главные ворота, которые ведут во внутренний дворик, где можно по достоинству оценить окружающие его строения. Пышный барочный портик между этим двориком и регулярным садом был спроектирован самим Рубенсом. Реставрация, завершившаяся в 1946 г., осуществлялась на основе авторских эскизов Рубенса.