Лучшие достопримечательности в Венеции

БАЗИЛИКА САН-МАРКО

Создание архитектурного шедевра Венеции потребовало примерно 800 лет труда и одну бочку священного сала. Легенда гласит, что в 828 г. н.э. венецианские купцы украли мощи св. Марка из Египта и вывезли их в бочке свиного жира, чтобы избежать досмотра мусульманскими таможенниками. Впечатляющая базилика была возведена как хранилище для реликвий. Римские церковные власти относились с неодобрением к склонности Венеции одновременно прославлять и себя, и Бога, но все же при создании базилики венецианцы дерзко придерживались собственного космополитичного стиля: собор снабдили византийскими округлыми куполами, греческим крестом в плане и египетскими мраморными стенами. Так вышло, что высшая цель отошла на второй план, скрывшись в строительной пыли: кости св. Марка дважды были потеряны.

Внешний облик

Кирпичная базилика облицована лоскутным узором мраморов и рельефов, привезенных из Сирии, Египта и Палестины, — это были бесценные трофеи крестовых походов и сражений с генуэзцами. В юго-западной части можно увидеть Четырех Тетрархов, статую из египетского порфира, предположительно, представля-ющую четырех императоров Древнего Рима, она была захвачена в разграбленном Константинополе. Вместо того чтобы прятать украденную статую, как поступили бы хитроумные похитители произведений искусства, венецианцы сделали ее главным украшением официальной часовни дожей.

Фасад

Парадный фасад базилики покрыт узорами и гербовыми щитами, словно рябью волн, пять ниш порталов увенчаны сверкающими мозаиками и каменным кружевом в арках. В крайнем левом портале мозаика люнеты датируется 1270-ми гг., она рассказывает, как похищенные мощи св. Марка были внесены в базилику. История повторяется в мозаике люнеты 1660-х тт., во втором портале справа. Крайний правый портал — шедевр архитектурного заимствования: над греческими колоннами и мавританской аркой находится кружевной экран, словно взятый из турецкого гарема. Главные входы центрального портала проходят под орнаментированной трехчастной аркой с колонами из пурпурного египетского порфира и рельефами XIII-XIV вв. с изображениями виноградной лозы, аллегорий добродетелей и астрологических символов.

Купольные мозаики

Внутри базилики находится 8500 кв. м мозаик, многие сделаны с применением 24-каратного золота, призванного выражать идею божественного света. В нишах, примыкающим к главным двери при входе в нартекс (вестибюль), сверкает поразительная мозаика «Апостолы с Мадонной». Это — старейшая мозаика базилики, насчитывающая уже свыше 950 лет. В атриуме можно увидеть средневековый Купол Сотворения мира, где изображено разделение небес и вод с использованием удивительных абстрактных мотивов, на 650 лет предвосхитивших современное искусство. Мозаика «Страшный Суд» охватывает свод атриума, а сцена «Апокалипсис» находится в мозаиках свода над галереей.

В куполе Сошествия Святого Духа происходит таинственное слияние: от изображенного на его мозаиках Святого Духа в виде голубя исходят лучи божественного огня, льющиеся на головы святых апостолов. В центральном куполе Вознесения XIII в. ангелы кружат над св. Марком, помещенном в парусе, — глаза апостола закрыты, как у спящего. Сцены из жития св. Марка разворачиваются над главным алтарем, на сводах, примыкающих к куполу Пророков (его лучше всего видно из Пала д’Оро).

Пала д’Оро

Небольшое пространство позади главного алтаря является местоположением саркофага св. Марка, оно известно, как Пала д’Оро (Золотой алтарь) (Pala d’Oro; вход €2; 09.45-16.00 пон-сб и 14.00-16.00 вскр). Это святилище украшено более чем 2000 изумрудов, аметистов, сапфиров, рубинов, жемчужин и разнообразных самоцветов. Еще более драгоценными являются библейские фигуры, покрытые яркой перегородчатой эмалью; их создание началось в Константинополе в 976 г. и завершилось трудами венецианских ювелиров в 1209 г. Декорированные эмалью святые с дикими, нечесаными бородами широко открытыми глазами смотрят на Иисуса. Спаситель отвел взгляд в сторону прилежного св. Марка, а Дева Мария в изумлении простирает к нему руки. Ангелы наблюдают за сценой сверху; кажется, они вот-вот начнут рукоплескать — вполне понятная реакция на столь захватывающую сцену.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ВИЗИТА

Главные входы в базилику всегда заполнены толпой, на множестве языков выражающей восхищение, что напоминает непрерывное гудение пчел под золотисто-медовыми куполами. К счастью, очередь продвигается быстро — редко приходится ждать долее 15 минут, даже если «хвост» растянулся до дверей Дворца Дожей. Заказывайте билеты онлайн (www. venetoinside.com; €l за бронирование), чтобы избежать очереди и сразу направиться к центральному порталу. Чтобы не попасть ко входу одновременно с туристическими группами,приходите не ровно в определенный какой-либо час или час тридцать, а между ними. Бесплатные экскурсии, организованные епархией, во время которых разъясняют богословское содержание мозаик, отправляются от центрального входа (начало 11.00 пон-сб, апр-окт, по предвари-тельной записи).

Посещение вечерней службы позволяет побывать в базилике в вечерние часы. Прихожане входят через боковую дверь и спокойно сидят на своих местах на протяжении всего богослужения; не допускается проход дальше боковой часовни.

Музей

Сан-Марко оставался церковью дожей вплоть до 1807 г., и их сокровища, собранные наверху, в Музее (взрослый €4; 9.45 — 16.00 пон-сб, 14.00-16.00 вскр), заставили бы позавидовать и королей. Позолоченные бронзовые кони, захваченные венецианцами в Константинополе, были, в свою очередь, похищены Наполеоном, но теперь вернулись в базилику и красуются в галерее второго этажа. Порталы ведут из галереи на головокружительную Лоджию с квадригой, откуда копия знаменитых коней рвет с места в карьер с балкона над площадью Сан-Марко.

Музей предоставляет возможность познакомиться с недавно отреставрированными мозаиками, а также заглянуть внутрь банкетного зала дожей, в котором сановники наслаждались вином и трапезами прямо над алтарем, в окружении изящных гипсовых фигур Музыки, Поэзии и Мира. Фрагменты мозаик XHI-XIV вв. включают изображение праотца Авраама, поднимающего брови и внимательно прислушивающегося, — словно пораженного венецианскими сплетнями. Мозаики 1542 — 52 года на внутреннем балконе, восстановленные трудами Сальвиати, изображают родословное древо Богоматери: предки Девы мари расположились на его ветвях и ведут между собой беседы или игнорируют друг друга, как это принято между родственниками

Сокровищница

Tesoro (Сокровищницу — Тезоро; вход €3; 89.45 — 16.00 пон-сб, 14.00-16.00 вскр) наполняют святые мощи и трофеи крестоносцев. Посреди нагромождения драгоценных потиров выделяется сосуд из горного хрусталя работы X в., с ручкой в виде газели и крылатыми ножками, — он был создан для халифа династии Фатимидов — аль-Азиза-би-Илла. Шкатулки, обшитые бархатом внутри, хранят останки дожей наряду со священными реликвиями, среди которых бедро св. Роха, большой палец св. Марка, рука св. Георгия, поразившая дракона, и даже локон Девы Марии

 

ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ

Не дайте одурачить себя изысканной готической элегантностью: под кружевной, розоватой мраморной отделкой Дворца Дожей скрыты мощные мускулы и стальная воля к жизни. Место заседаний венецианского правительства на протяжении почти семи столетий, этот центр власти выстоял посреди штормов, войн, заговоров и экономических катастроф. После пожара, поглотившего дворец в 1577 г., город обдумывал предложение Палладио построить здесь один из характерных для этого архитектора неоклассических храмов. Но вместо этого заказ получил Антонио да Понте, который восстановил величественные готические фасады из белого истрийского камня и розового мрамора Вероны.

Внешний облик

Во внешнем виде дворца соединились деловой подход и тяга к удовольствиям, изящную колоннаду венчают средневековые капители с символами ключевых гильдий Венеции. Вдоль Пьяцетты (piazzetta — «маленькая площадь») протянулась лоджия: возможно, она кажется затейливым архитектурным украшением, но раньше лоджия обладала вполне реальной функцией — между девятой и десятой ее колоннами слева произносились смертные приговоры. На главную площадь выходят созданные Дза-не и Бартоломео Бон в 1443 г. Порта-делла-Карта — Porta della Carta (Бумажные Врата), некогда служившие элегантным входом для сановников, а также местом, где вывешивались государственные указы.

Двор

Входя во двор, окруженный колоннадой, Вы увидите мощные статуи Аполлона и Нептуна Сансовино, обрамляющие построенную Антонио Риццо Лестницу Гигантов -Scala dei Giganti (Скала-деи-Джиганти). Недавние реставрационные работы сохранили очаровательных херувимов на верху колонн, однако состояние резных мраморных ступеней удручает. С восточной стороны двора находится галерея с ужасными Поджи — Poggi, «колодцами», в которых узников держали ниже уровня воды — но теперь на их месте расположена камера хранения.

Второй этаж

Поднимитесь по Лестнице Цензоров (Scala dei Censori — «Скала-деи-Чензори») в Апартаменты Дожа, где правитель жил под круглосуточной охраной. Отсюда короткий проход выводит на потайную лестницу, над дверным проемом которой — фреска Тициана, изображающая св. Христофора, который ступает по бурным водам лагуны. Здесь все еще — настоящий дом: дюжина гостиных с каменными каминами, сад-терраса и частный вход в базилику. Зал Карт — Sala del Scudo (Зала-дель-Скудо) декорирован картами мира, которые демонстрируют размах венецианского владычества (и ограниченность возможностей ее картографов) в период с 1483 по 1762 гг. Беспорядочная карта Нового Света поместила Канаду непосредственно над Виргинией и Флоридой, совсем рядом с Азией, а Британские острова состоят здесь из Шотландии и Ньюкасла.

Третий этаж

Поднимитесь по созданной Сансовино Золотой лестнице — Scala d’Oro (Скала-д-Оро), украшенной лепниной, покрытой позолотой из 24-каратного золота, и Вы окажетесь в залах, стены которой увешаны величественной живописью, призванной показать могущество республики. В Зале Четырех дверей — Sala delle Quattro Porte (Зала-делле-Кватро-Порте) — послы ждали аудиенции у дожа под сводами, возведенными Налладио и расписанными фресками Тинторетто: Правосудие преподносит меч и весы дожу Венеции Джи-роламо Приули. Работы Тициана: «ДожАнтонио Гримани преклоняет колени перед Верой» (1576) посреди выражающих одобрение херувимов, и Тьеполо: «Венеция, принимающая дары моря от Нептуна» (1740-е), где Венеция представлена в виде роскошной блондинки, опирающейся на льва, также убедительно демонстрируют превосходство Венецианской республики.

Делегации ожидали приема в Передней зала Совета — Anticollegio (Антиколледжио). В украшающей его живописи Тинторетто проводится параллель между римскими богами и венецианским правительством: «Меркурий и три грации» вознаграждают Венецию за усердие и красоту, а «Минерва, освобождающая Марса» являет триумф венецианской изобретательности над грубой силой. Недавно восстановленная фресковая роспись потолка работы Веронезе 1577 года — «Венеция, распределяющая почести», в то время как на стенах ярко продемонстрировано, какого именно дипломатического поведения следует избегать: Веронезе, «Похищение Европы».

Лишь немногие были удостоены чести войти в созданный Палладио Зал Совета — Collegio (Кол-леджио), на потолке которого находится фреска Веронезе «Добродетели Республики», представляющая Венецию в виде очаровательной блондинки, взмахивающей скипетром, словно волшебной палочкой. Команда отца и сына — Якопо и Доме-нико Тинторетто постаралась также польстить Венеции, поместив ее в компанию Аполлона, Марса и Меркурия в сцене «Триумф Венеции», написанной для Зала Сената — Sala del Senato (Зала-дель-Сенато), но резвящиеся в лагуне морские чудовища перетягивают внимание на себя.

ТОП-5 ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ЖИВОПИСИ ВО ДВОРЦЕ ДОЖЕЙ

Не пропустите: Веронезе, «Юнона, приносящая дары Венеции», Тьеполо, «Венеция, принимающая дары моря от Нептуна», Тициан, «Дож Антонио Гоимани, преклоняющий колени перед Верой», Тинторетто, (Минерва, освобождающая Марса» и Веронезе, «Добродетели Республики) 1578-82 гг.

Настенный фриз в зале Большого Совета (Sala del Maggior Consiglio — Зала-дель-Маджор-Консильо) изображает 76 первых дожей Венеции, но обратите внимание на одно черное пятно — здесь находился бы портрет дожа Марина Фальера, если бы тот не запятнал себя изменой и не потерял голову на плахе в 1355 г.

Найдите выгодные Авиабилеты в Венецию Онлайн и забронируйте Отели в Венецию