Нью-Йорк



Путешествие в Нью-Йорк

«БЕЗУМНЫЙ» МАРШРУТ

С тех пор как сериалы родом из США стали занимать в нашей жизни куда более важное место, чем прежде, путешествия по местам событий и съемок культовых ТВ-серий и сами превратились в культ.

Популярный сериал Mad Men, до мельчайших деталей воссоздающий эпоху 1960-х в Нью-Йорке, может выступить отличным гидом по этому городу.

Самым очевидным, но от этого не менее важным пунктом сити-тура по местам «Безумцев» остается, конечно, Мэдисон-авеню.

Она отлично подойдет и для того, чтобы начать здесь свой маршрут утром (сообразуясь с графиком героев, которые приходят в офис рано) или, наоборот, завершить прогулку, оценив величественно освещенные закатным солнцем высотные здания, открыточный вид американской послевоенной мечты.

Адрес дома, выступившего в роли офиса агентства Sterling Cooper, энтузиасты смогли установить — это номер 285. А новый офис, в который герои переезжают в результате дерзкой аферы в четвертом сезоне, находится на знаменитой Шестой авеню: это одна из башен Рокфеллер-центра 1960 года постройки.

Очевидцы утверждают, что внизу у входа сотрудники одной из дизайнерских компаний даже установили силуэт главного героя Mad Men, Дона Дрейпера, в той самой позе с сериальной заставки.

Одно из самых ярких визуальных впечатлений первого сезона «Безумцев» — квартира Мидж, художницы-хиппи.

Высокие и элегантные рамы со сплошным остеклением в ее квартире и обшарпанная дверь приведут вас в Гринвич-виллидж: точного адреса апартаментов вы не найдете, но почувствовать атмосферу, царившую в этом районе в 1960-е, можно: во многом она до сих пор здесь — благодаря разного рода заведениям, в которых законсервировался тот самый Гринвич-виллидж.

Скрупулезность, с которой художники и декораторы воссоздавали в «Безумцах» дух и букву 1960-х, привлекла к экранам тысячи внимательных и ностальгирующих зрителей.

Разобраться в этом огромном художественном и дизайнерском наследии поможет визит в Национальный музей дизайна Купер-Хьюитт, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч объектов разных эпох. В том числе, конечно, и безумных шестидесятых.

Универмаг в Mad Men становится целым сюжетным узлом, распутывать который зрителю вместе с героями приходится почти весь первый сезон. Основанный эмигрировавшим из

России евреем универмаг Menken’s — семейный бизнес, который пытается удержать на плаву выросшая в США дочь героического предпринимателя, — вымышленное место, но у него есть вполне реальный двойник.

Это универмаг Bergdorf Goodman на Пятой авеню: открыт в 1928-м выходцем из Эльзаса, тоже переживал в 1960-е непростые времена, а особенно пытливые зрители могут развлечься сравнением логотипов реального и вымышленного магазинов.

Еврейскую тему создатели главного сериала об индустрии рекламы нередко выводят на первый план. Обвинения в антисемитизме автор сериала стойко парирует, настаивая на том, что он хотел воссоздать реальное, узнаваемое, хотя и кажущееся современному зрителю вопиющим и совершенно неполиткорректным поведение.

Чтобы узнать еще больше (а может, и больше своего создателя) о жизни еврейских иммигрантов в США, стоит наведаться в Нью-Йоркский музей еврейского наследия.

Молодой рекламный художник из пятого сезона Mad Man говорит о себе как о марсианине, а затем признается, что его родители погибли во время Холокоста, а сам он, возможно, родился в концентрационном лагере.

Прочувствовать эту доведенную почти до абсурда историю можно только соприкоснувшись с тем многообразным культурным наследием, которое создали именно американские евреи (и нет, это не только Вуди Аллен).

На выставку, посвященную дизайнерским объектам, созданным художниками еврейского происхождения в 1950-1960-х, Музей еврейского наследия пригласил в качестве спикера режиссера «Безумцев» Мэтью Вайнера — и скорее всего, это не последнее такое сотрудничество.

Ресторанной культуре в «Безумцах» отведе- но заметное место. По ресторанам и барам из Mad Men составлены путеводители и туры — а одним из самых ярких пунктов в них неизменно остается знаменитый Oyster bar на Центральном вокзале.

Клетчатые скатерти, потешные нагрудники для поедания лобстера, хрустальные люстры — это даже не дух шестидесятых, это дух нью-йоркского элитного досуга, существующий вне времени.

Костюмы героев Mad Men ничуть не уступают интерьерам в точности. Более того, многие имеют прямо музейное происхождение — их обновляли и перешивали именно для съемок.

Чтобы без труда разобраться, как функционирует одежда в сериале, подчеркивая характер героев или нагнетая конфликт (как, например, неуместный на расслабленной вечеринке в бунгало спортивный пиджак главного героя, настоящего чужака на Восточном побережье), стоит посетить один из нью-йоркских музеев костюма.

Музеев этого жанра в городе сразу несколько. Это знаменитый Институт костюма Метрополитен-музея или Музей текстиля и моды при Институте технологии моды — первый более академический, а во втором, без сомнения, одна из самых богатых коллекций одежды 1960-1970-х годов.

И конечно, в увлекательном путешествии в мир американского винтажа могут помочь маленькие шоурумы и блошиные рынки, которых в Нью-Йорке несметное множество.

О костюмах и своей работе над ними главный костюмер Mad Men Джейни Брайант подробно говорила в прошлом году на выставке в Музее движущегося изображения.

Этот музей, рассказывающий о процессе создания кино во всех его деталях, поможет абстрагироваться от потрясающей аутентичности «Безумцев», посмотреть на нее технически — и одновременно лучше понять героев, сравнив мир кино и мир рекламного бизнеса.

Для иностранного зрителя «Безумцы», конечно, не могут стать энциклопедией по истории США. Но они намного лучше, чем учебники и монографии, привлекают внимание к деталям.

Герои-молодожены, выбирающие квартиру на 83-й улице, рассказывают риелтору о своей родословной: предки (не такие уж и дальние по меркам, например, российской истории) одного из них «владели всем к востоку от 83-й улицы».

Стремительность нью-йоркской городской истории, свежесть исторической памяти послевоенного поколения, да просто факт семейного землевладения в районах,теперь застроенных небоскребами, — вот о чем стоит подумать, идя по улице, на которой, несмотря на прекрасный район, не сложился брак Труди и Питера Кэмпбеллов.

Верхний Ист-Сайд, с его роскошными резиденциями и пентхаусами — отличная финальная точка ностальгического путешествия по главному мегаполису мира.

Зрительское удовольствие от визуальной составляющей «Безумцев» переходит в удовольствие от наслаждения реальным городским пейзажем: тонкая грань между реальностью и ее рекламным изображением — вот еще одна сложная тема, над которой Mad Men заставляют нас ломать головы.

Нью-Йорк

ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ

Что вы знаете о действительно дальних путешествиях, если еще не были в Суринаме? Страна, не избалованная вниманием туристов из Восточного полушария (за исключением путешественников из бывшей метрополии — голландцев), с непростой визовой процедурой, и к тому же на другом конце света — она сулит настоящие открытия.

Этой весной открытия сделать проще: Суринам неожиданно попал в список недорогих латиноамериканских направлений, благодаря тому, что KLM, национальный перевозчик бывшей метрополии, предложил билеты по 55 тысяч рублей за перелет из Москвы (через Амстердам) в оба конца.

Так что самое время собраться в Парамарибо — суринамскую столицу, город, который больше ассоциируется с ностальгическими шлягерами, чем с реальностью.

И все-таки он существует. Город, который тянет назвать маленьким Иерусалимом Западного полушария: здесь найдутся храмы всех религий — базилика Петра и Павла (самая большая деревянная постройка планеты), мечеть Кейзерстрат, синагога Неве Шалом, а весь центр города находится под охраной ЮНЕСКО.

Еще бы: в облике Парамарибо читается вся его история, в которой переплелись судьбы местных индейцев, голландцев, выходцев из Африки и Индии.

Путешествие в Парамарибо — вояж в историю: он до сих пор напоминает городок колонизаторов, застрявший где-то в XVIII столетии — примерно так выглядел Нью-Йорк, когда назывался Новым Амстердамом.

Чтобы попасть сюда, машина времени не нужна, но потребуется большой запас терпения. Суринамскую визу можно получить по прилете — но это лишь часть правды, потому что поставят ее только при наличии официального разрешения на въезд, выданного МИД Суринама.

Чтобы его получить, придется отправить по почте весь пакет документов, включая загранпаспорт (веский повод оформить второй проездной документ) — или запрашивать визу в консульстве.

А для этого предпринять визит в Нидерланды — ни в России, ни в ближайших к ней странах консульств Суринама нет.