Собор и баптистерий, Флоренция



Высящийся над центром города богато декорированный собор с массивным куполом, Санта Мария дель Фьоре, стал самым известным символом Флоренции. Типичный для флорентийского стремления лидировать во всем, этот собор по-прежнему остается самым высоким зданием в тосканских городах и четвертой по величине церковью Европы. Баптистерий, с его знаменитыми бронзовыми воротами и мозаичными панно внутри, — одна из старейших построек Флоренции. Колокольня, спроектированная Джотто в 1334 г., была окончательно достроена в 1359 г., через 22 года после его смерти.

sobpr baptisteriy

«Сэр Джон Хоквуд» Паоло Уччелло, деталь фресок на стенах собора

293

Колокольня

МУЗЕЙ СТРОИТЕЛЬСТВА СОБОРА

Несколько помещений музея посвящены истории собора. В основном зале на первом этаже выставлены статуи из мастерской Арнольфо ди Камбио, некогда занимавшие ниши собора. Рядом, на лестнице, можно увидеть «Св. Иоанна» Донателло и «Пьету» Микеланджело. Этажом выше находятся хоры (1430) Луки дела Роббиа и Донателло. Запоминающаяся статуя Магдалины также создана Донателло.

 

ВОСТОЧНЫЕ ВОРОТА

Бронзовые двери баптистерия были заказаны Лоренцо Гиберти в 1401 г. в ознаменование избавления Флоренции от чумы. Гиберти был выбран архитектором этого проекта в соревновании с другими семью ведущими художниками того времени, в том числе Донателло, Якопо дела Кверча и Брунеллески. Конкурсные панели Гиберти и Брунеллески настолько отличались от готического искусства того времени, особенно применением перспективы и индивидуализацией персонажей, что их часто считают ранними произведениями Ренессанса. Микеланджело восторженно называл Восточные ворота «Вратами Рая». Гиберти работал над ними с 1424 до 1452 г., после того как в течение 21 года создавал Северные ворота. Оригиналы рельефных панелей сегодня выставлены в музее собора.

КУПОЛ БРУНЕЛЛЕСКИ

Потрясающее достижение технического, равно как и художественного, мастерства, соборный купол — яркий образец флорентийской ренессансной архитектуры. Его сооружение заняло более 14 лет и началось только после долгого периода проектирования и моделирования, в процессе которого архитектору купола, Филиппу Брунеллески (1377-1446), приходилось прилагать множество усилий к тому, чтобы убедить скептиков в осуществимости проекта. Купол, диаметр которого у основания достигает 43 м, приходилось строить на огромной высоте без лесов; Брунеллески чтобы облегчить вес конструкции, сделал пустотелый купол двухслойным. Жесткость конструкции придавали восемь главных несущих ребер, связанных между собой каменными кольцами. Несмотря на блестящий талант инженера и архитектора, Брунеллески был назначен главным архитектором только в 1445 г., за год до смерти.