Триумфальная арка, Париж

После блистательной победы в битве при Аустерлице в 1805 г. Наполеон пообещал своим солдатам: «Вы вернетесь домой под триумфальными арками». Первый камень в то, что станет самой знаменитой и внушительной триумфальной аркой в мире, был заложен на следующий год. Однако смерть архитектора Жана Шальгрена и потеря Наполеоном власти оттянули завершение ее строительства до 1836 г. Эта арка 50-метровой высоты в наши дни стала привычной отправной точкой проведения торжеств и парадов.

triumfalnaya-arka

ВЕРДЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

В день, когда началось это сражение Первой мировой войны (1916), откололся меч, который держала фигура, символизирующая Францию, на рельефе «Выступление волонтеров в 1792 г.». Рельеф был завешен, чтобы люди не сочли это дурным предзнаменованием.

triumfalnaya-arka

Восточный фасад  Триумфальной арки

СВАДЕБНАЯ ПРОЦЕССИЯ НАПОЛЕОНА

Наполеон развелся с Жозефиной в 1809 г., поскольку у них не было детей. В интересах династии в 1810 г. был устроен его брак с Марией-Луизой, дочерью австрийского императора. Наполеон хотел пройти к Лувру, где должна была состояться свадебная церемония, под Триумфальной аркой, но работы на ней только начались, поэтому Шальгрен построил для прохода пары полномасштабный макет арки.

 

РЕЗНЫЕ РЕЛЬЕФЫ

Западный фасад арки украшен колоссальными рельефами. Справа на композиции «Сопротивление французов в 1814г.» изображен солдат, защищающий свою семью и воодушевляемый олицетворением будущего. На рельефе «Мир 1815 г.» можно видеть мужчину, возвращающего меч в ножны под защитой богини мудрости Минервы. Эти работы выполнены скульптором Антуаном Этексом. Над ними расположены два барельефа. В левой раме — «Взятие Александрии» (1798) — изображен генерал Клебер, ведущий на штурм свои войска, в правой — «Переход через Аркольский мост» (1 796) — Наполеон, возглавляющий атаку на австрийцев. Рельеф на южном фасаде арки посвящен битве при Жемапе (1 792).

БИТВА ПОД АУСТЕРЛИЦЕМ

Наполеон приказал в 1806 г. построить эту арку в честь своих солдат, одержавших славную победу в Аустерлицком сражении 1805 г. Имеющему значительное численное превосходство Наполеону удалось убедить войска союзников в слабости своей армии и хитростью заставить их принять бой в невыгодной для них позиции. Последовала яростная битва, заставившая союзников отступать по замерзшему озеру Зачан в Австрии. Считается, что армия Наполеона стреляла по льду, чтобы утопить бегущих врагов. Армии России и Австрии -члены Третьей антифранцузской коалиции в Наполеоновских войнах — были разбиты.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Влияние, мощь и образованность Западной Европы нашли отражение в архитектуре XVIII — начала XIX в., вдохновленной древнегреческими и древнеримскими образцами. По мере того как все более открывалась, документировалась и распространялась культура Древнего мира, развивались и адаптировались традиционные принципы классического стиля. Классицизм идеально соответствовал амбициям могущественных европейских государств — независимо от того, были ли они автократиями или переживали зарождение демократии, — а также молодых Соединенных Штатов Америки. Неоклассический стиль характеризовался тщательной проработкой деталей и идеальным чувством пропорции — главными признаками древней классической архитектуры, применимыми для любой возможной цели.