Храм Борободур, Ява



Крупнейшая в мире буддийская ступа, храм Борободур сделан из 1,6 млн блоков вулканического андезита и состоит из девяти уровней, пяти террас, увенчанных тремя ступами, и ступы на самом верху храма. Пять уровней храма украшает изящная резьба, рассказывающая о жизни Будде и смысле его учения. Эти изображения представляют наиболее полный комплекс буддийских рельефов из существующих в наше время. Приходящие сюда паломники молятся перед каждым изображением, совершая путь от земного к божественному миру. Храм был заброшен в X в., а позднее -погребен под пеплом после вулканического извержения. Он вновь был открыт в 181 5 г.

БАРЕЛЬЕФЫ

Нижние уровни Борободура украшают 1460 резных барельефов общей протяжен ностью около 5 км. Посетители обходят памятник по часовой стрелке их сопровождают барельефы на нижней террасе, изображающие сцены повседневной жизни, земные наслаждения и следующие за ними наказания в аду, действия закона кармы, закона причин и следствий. Второй уровень покрывают изображения Будды и сцены из его жизни. На рельефах изображены изящные человеческие фигуры с безмятежным выражением на лице, в красивых драгоценностях и головных уборах. На изображениях на других уровнях — сцены из различных текстов, таких как Джатака и Лалитавистара, истории о ранних воплощениях Будды и поисках просветления.

ДИНАСТИЯ ШАЙЛЕНДРА

Между 730 и 930 гг. н.э. династия Шайлен-дра распространяла свою власть на большую часть территории Явы и Индонезии. Их название переводится с санскрита как «властелины горы». Они сильно повлияли на индийскую культуру Гупта через морские торговые сообщения. В этот период на Яве была самая развитая цивилизация в этом регионе Азии, обогатившаяся на продаже риса. В это время династией Шайлендра были созданы величайшие храмы и памятники в Юго-Восточной Азии. Храм Борободур строился в течении 75 лет и воплотил в себе лучшие достижения и сокровища культуры той эпохи.

 

ЗНАЧЕНИЕ БОРОБОДУРА

Первоначально Борободур строился как индуистский храм и символизировал собой гору Меру, обитель богов. Он представлял своего рода мандалу, объект для медитации, место встречи неба и земли, переход от низших проявлений реальности к высшему духовному сознанию. Основание и нижние уровни храма олицетворяют самый низкий уровень сознания (барельефы Камадхату). Следующий уровень (барельефы Рупадхату) -промежуточный уровень сознания. На верхнем уровне размещаются 72 малые ступы, каждая из которых содержит изображение медитирующего Будды и символизирует собой сферу бесформенности. На вершине комплекса размещается полая ступа, символизирующая собой нирвану, просветление, последнюю духовную сферу.

 

Один из Медитирующих Буxram borobodurдд

xram borobodur

Изображение музыкантов на одном из барельефов Камадхату

КОНСТРУКЦИЯ

Борободур имеет квадратное сечение в разрезе, а его высота 34,5 м. Первоначально он представлял собой пять квадратных террас постепенно уменьшающегося размера, приводящие к шестой, и три кругообразные террасы, сходящиеся к ступе наверху. Похоже, что первоначальном намерением было построить пирамиду, но вес строения оказался так велик, что пришлось построить вокруг основания дополнительную каменную опору.

xram borobodur

ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Анимизм, культ предков и большое почитание всего сверхъестественного пронизывают все сферы балийском жизни. Термин sekala niskala (видимое-невидимое) говорит о том, что физический мир тесно взаимодействует с миром духов. Боги, демоны и духи населяют природу, деревья и камни. Для них строятся святилища и им приносят жертвы в виде цветов и других предметов. Предками балийцев был разработан целый комплекс сложных ритуалов и подношений духам. Духам-хранителям, таким как Баронг, устраивались священные спектакли, призванные восстановить космическое равновесие.

ОРКЕСТР ГАМЕЛАН

На Бали и в соседнем Ломбоке традиционная музыка исполняется оркестром Гамелан, ансамблем ударных инструментов, состоящем в основном из бронзовых металлофонов (металлических полос разной тональности) и барабанов (kendang). Бронзовые гонги различных размеров являются основным музыкальным инструментом такого оркестра. Когда по ним бьют молоточками они резонируют и издают звуки различной тональности, составляющие мелодию. Есть так же духовые и смычковые инструменты, в т.ч. бамбуковые флейты (suling). В большинстве деревень есть свой собственный оркестр Гамелан, раньше они играли только на священных праздниках и для ритуальных целей.

БАЛИЙСКАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Балийский рига (общественный храм) имеет священную часть, в которой индуистских божеств периодически призывают спуститься и вселиться в pratima (чучело), которое хранится в храме. Такие помещения ориентированы по оси горы-море. Во внешнем и центральном внутреннем дворах есть святилища и павильоны, в т.ч. kulkul («сторожевая башня»), в которой помещается барабан, звучащий в момент прихода божества. В jeroan (внутренний двор) располагаются святилища основных божеств, зачастую и богов озер, моря и гор. Падмасана, или святилище лотосового трона, имеет пустое место на своей вершине, которое символизирует Верховного Бога. Святилище Меру символизирует собой мифическую вершину индуистской мифологии, гору Меру.