Замок Нойшванштайн



Высящийся на фоне великолепного горного ландшафта, окружающего озеро Шванзее (Лебединое озеро), сказочный замок Нойшванштайн был построен в 1869-1891 гг. для эксцентричного баварского короля Людвига II. Художественное оформление замка выполнено по планам театрального художника Кристиана Янка. Решение построить эту впечатляющую резиденцию, несомненно, возникло у Людвига при посещении замка Вартбург в Тюрингии в 1 867 г. Однако Нойшванштайн — не обычный замок: за его светло-серым гранитным экстерьером, объединяющим самые различные стили, кроется интерьер, оснащенный разными технологическими новшествами конца XIX в.

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛЕБЕДЯ

У Людвига было особое, трепетное отношение к лебедям (отсюда — изначальная ассоциация замка с Лоэнгрином, рыцарем Лебедя), не только потому что они были для него воплощением чистоты, но и из-за того, что он считал себя наследником рыцарей Швангау, чьим геральдическим животным был лебедь.

zamok noyschwainstain

Здание замка

Нойшванштайн в представлениях людей -настоящий сказочный замок. Его копировали при создании бессчетных игрушечных моделей, книжных иллюстраций и декораций к фильмам

zamok noyschwainstain

Двор

Предполагалось, что в центре замка будет находиться мощная 90-метровая башня с готической замковой церковью, которая так и не была построена, но в 1988 г. место, где планировалось ее возвести, отметили белым камнем.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ЛЮДВИГА

В наши дни король Людвиг (1 845-1 886) известен, помимо прочего, своими экстравагантными строительными проектами, в числе которых королевская вилла Линдерхоф неподалеку от Нойшванштайна и дворец Херренкимзе в Восточной Баварии. В то время как Нойшванштайн был попыткой воссоздания средневековых строительных стилей (здание замка), для Херренкимзе образцом послужил Версальский дворец во Франции. Линдерхоф первоначально был охотничьим домиком, который начиная с 1869 г. неоднократно перестраивался; его интерьер сформировался под влиянием фантастического мира, в котором жил Людвиг. Он создавался, как и в Херренкимзе, в основном под влиянием французского рококо  времен Людовика XIV, о чем свидетельствуют, в частности, гобелены, украшающие Гобеленовую комнату.

СОВРЕМЕННЫЙ ЗАМОК

Средневековый облик Нойшванштайна -это иллюзия, поскольку за этим фасадом скрывалось то, что для того периода было последним словом техники. В королевских покоях, например, имелось центральное отопление, водопровод был на каждом этаже, с горячей и холодной водой на кухнях. Блюда из кухонь в столовую поднимались с помощью лифта. На четвертом и пятом этажах были даже телефоны, а для вызова слуг и адъютантов король пользовался системой электрических звонков.

ЖИВОПИСНЫЙ ЦИКЛ

На выбор художественного оформления интерьеров Людвига вдохновили оперы немецкого композитора Рихарда Вагнера (181 3-1 883). Однако, несмотря на то что Людвиг заказал внутреннее убранство театральному художнику Кристиану Янку, на большинстве стенных росписей изображены сцены, взятые не из этих опер, а из тех же саг, которые Вагнер использовал в качестве источника. На них можно увидеть поэта Тан-гейзера, рыцаря Лебедя Лоэнгрина и хранителя Святого Грааля Парсифаля. На стенах Зала певцов изображено легендарное певческое состязание в замке Вартбург в XIII в. Сцена из оперы Вагнера «Лоэнгрин» украшает королевские покои.