Абу-Симбел



При виде высеченных в массивном скальном утесе в XIII веке до н. э. Большого храма Абу-Симбела и меньшего храма Хатхор захватывает дух. Хотя и посвященный верховным божествам главных египетских городов — фиванскому Амону, мемфисскому Птаху, гелиопольскому Ра-Хорахти, — Большой храм был построен в честь Рамсеса II. Его фасад 33-метровой высоты с четырьмя гигантскими статуями Рамсеса II, восседающего на троне в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта, был призван внушать благоговение и страх, в то время как внутри утверждалось единство богов и фараона.

ХРАМ ХАТХОР

Посвященный Хатхор — богине любви, удовольствий и красоты, — меньший храм Абу-Симбела был построен Рамсесом в честь своей любимой жены Нефертари. Гипостильный зал этого храма, с колоннами, увенчанными головами Хатхор, украшают сцены, в которых Рамсес поражает врагов Египта на глазах у Нефертари. В вестибюле изображена эта царская чета, совершающая приношения богам.

abu simbel

Храм Хатхор

abu simbel

Колоссы Рамсеса II

Попирая ногами пленников, изображенных на нижних частях тронов с севера и юга, колоссы на фасаде гордятся объединенным Египтом. Имя Рамсеса в картушах украшает троны в верхней части.

НОВОЕ МЕСТО

Когда Асуанская плотина оказалась слишком маленькой для того, чтобы сдерживать разливы реки Нил, египетское правительство решило построить Верхнюю плотину и создать искусственный резервуар — озеро Насер. Но воды этого озера могли затопить Абу-Симбел. Обеспокоенная тем, что памятнику грозит уничтожение, ЮНЕСКО поддержала международную программу его спасения, и в 1 964 началась небывалая четырехлетняя операция по перемещению двух памятников в безопасное место. Храмы, со всем, что в них находилось, были распилены на 950 блоков, которые перенесли и собрали на более высоком месте на фоне искусственного холма (перемещенные храмы)

ГИГАНТСКИЕ СТАТУИ

Три из четырех статуй 20-метровой высоты -колоссы Рамсеса II — должны были наводить ужас даже на самых решительных врагов фараона. Считается, что их небывалые размеры отражают божественное происхождение правителя и его статус верховного божества. У ног колоссов стоят фигуры матери фараона, его жены, царицы Нефертари, и царских детей. Над входом в Большой храм -скульптура сокологолового бога солнца Ра-Хорахти. Хапи, бог разливов Нила, ассоциирующийся с плодородием, изображен с лотосом и папирусом в руках — символами Верхнего и Нижнего Египта соответственно.

 

НАСТЕННАЯ КНИГА

Настенные росписи и рельефы в Большом храме Абу-Симбела и храме Хатхор прославляют Рамсеса II как божественного правителя. Они также повествуют о его военных победах. Стены храма Хатхор посвящены обожествлению жены фараона. Росписи и рельефы окружают ряды тщательно выполненных иероглифов. Эти рисуночные знаки — как считается, изобретенные около 3200 до н. э. — древнейшая из известных в мире форм письменности. Слово «иеро глиф» означает «священная резьба», и древние египтяне использовали сложную систему из 6000 символов для написания своих имен и выражения религиозных верований. Истории из жизни Рамсеса и Нефертари переданы на стенах Абу-Симбела именно таким способом.

ИСТОРИЯ МЕЧЕТИ ДЖЕННЕ

Первую мечеть в Дженне построил в 1280 г. дженнекой Конборо, 26-й правитель Дженне, после своего обращения в ислам. В знак приверженности новой вере правитель приказал разрушить свой дворец и построить на его месте мечеть. Мечеть Конборо существовала до начала XIX века, когда правитель Шеху Ахмаду Лоббо, исламский фундаменталист, жаждавший укрепить местные исламские религиозные практики, позволил ей разрушиться. Он построил новую, более строгую мечеть поблизости (на этом месте ныне находится исламская религиозная школа). В 1 907 г. по инициативе французской администрации города из сырцового кирпича была восстановлена первоначальная мечеть, которую можно видеть и сегодня.

КОНСТРУКЦИЯ МЕЧЕТИ

Толстые зубчатые стены и башни, а также характерный «ощетинившийся» вид выступающих из стен деревянных брусков делают эту мечеть больше похожей на крепость, чем на религиозное сооружение. Внушительный внешний вид мечети составляют три минарета с коническими шпилями, высота которых достигает 10 м, несколько башен и платформа, на которую ведут шесть ступенчатых входов. Немусульманам вход в мечеть закрыт, но они могут отчасти разглядеть интерьер с крыш соседних домов. Искусство мастеров-каменщиков начиная с XV века передавалось из поколения в поколение. Они до сих пор размешивают строительный раствор ногами и вручную формуют глиняные кирпичи.

ГОРОД ДЖЕННЕ

Основанный в 1250 на одном из древних караванных путей через Сахару, Дженне быстро превратился в оживленный и процветающий торговый город, привлекавший купцов не только из Северной Африки, но и с Ближнего Востока. Ткани, медь, керамические и бронзовые изделия обменивались на сахельские золото, слоновую кость и драгоценную сахарскую соль. К концу XIII в. в Дженне проник и ислам, принесенный торговцами-мусульманами из Северной Африки, и была построена первая мечеть. К XIV в. Дженне превратился в важный центр исламской учености, а также в один из богатейших и самых космополитических городов субсахарской Африки.

ВЕТЕР, СОЛНЦЕ И ДОЖДЬ

Эти погодные явления постоянно причиняют ущерб мечети Дженне. Дожди размывают стены, сырость деформирует конструкцию. Резкие перепады температур и влажность тоже не идут на пользу зданию. Однако ежегодные подмазки стен помогают сохранять мечеть в хорошем состоянии.