Айя-София, Стамбул



«Собор Святой Софии — Премудрости Божией», Айя-София -один из величайших архитектурных шедевров в мире. Более 1400 лет она стоит как напоминание об изысканности Константинополя VI в. и служит образцом для многих архитектурных сооружений последующих столетий. Это огромное здание было построено на месте двух более ранних церквей и освящено при византийском императоре Юстиниане в 537 г. В XV в. турки-османы превратили его в мечеть: минареты, мавзолеи и фонтаны относятся именно к этому периоду. Для перераспределения огромного веса сооружения его стены неоднократно усиливали контрфорсами, которые значительно изменили первоначальный внешний вид здания.

aya sophia

Айя-София, гравюра середины XIX в.

ПЛАЧУЩАЯ КОЛОННА

Вокруг колонны Св. Григория Чудотворца в северо-западном углу первого яруса часто можно увидеть толпу людей. Влага, сочащаяся из этой покрытой медью колонны, считается чудодейственной.

ПЕРВЫЙ ЯРУС

Интерьер Айя-Софии рождает в человеке поистине благоговейное чувство. Среди достопримечательностей — византийские мозаики, преимущественно относящиеся к IX в. и более позднему времени. На первом этаже сразу бросаются в глаза элементы, добавленные при османских султанах после захвата ими Константинополя в 1453 г., когда церковь была превращена в мечеть. Среди них михраб- ниша в стене, обращенная к Мекке; минбар — кафедра, с которого произносил пятничные проповеди имам; Ложа султана — огражденное место, где молился правитель, и Кюрси (Kursii) -пюпитр для Корана.

ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ СТЕН И КУПОЛ

Центральное место в апсиде занимает великолепное мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом на коленях. Две другие мозаики, открытые в 867 г., изображали архангелов Гавриила и Михаила, однако сохранились только фрагменты первой из них. Изображения святых Игнатия Младшего, Иоанна Златоуста и Игнатия Богоносца занимают ниши в северном тимпане. На парусах купола — мозаичные шестикрылые серафимы. Ниже расположены большие округлые щиты с именами Аллаха, Мухаммеда, а также первых калифов и имамов (каллиграфические медальоны). Все хоры прежде были покрыты мозаиками на золотом фоне.

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

Когда император Константин I (правил в 306-337) избрал местом своей столицы Византии, который переименовал впоследствии в Константинополь, он привлек множество художников, архитекторов, ремесленников для строительства нового имперского города. Они приходили в основном из Рима, принося с собой греко-римский и раннехристианский стили. К ним добавлялись восточные влияния, и в результате сложился характерный византийский стиль. Планы церквей, прежде вытянутые, стали крестообразными -как Айя-София, — с апсидой и тремя нефами. Мозаичные изображения ангелов, архангелов и святых в строгом иерархическом порядке покрывали стены внутри, а Богоматерь занимала один из куполов. Фигуры, помещенные на золотом фоне, давались фронтально и имели большие проницательные глаза.

aya sophia

Мавзолей Селима II