Автопутешествие в Карелию на личном автомобиле

Карелия

Я давно хотел отправиться в Карелию на своем автомобиле, и наконец, такая возможность выдалась. В начале мая друзья уговорили меня составить компанию для авто путешествия в Карелию. Предложение было очень заманчивым, и я сразу же согласился.

Старт автомобильного путешествия был запланирован на 15 мая на автомобиле марки «Ford C-Max (Форд Си Макс), поскольку весь май был очень прохладным (до + 10 градусов), печка в машине нам очень помогла.

Мы планировали знакомство с южной Карелией вдоль западного мыса Ладожского озера, затем по побережью северной части в направлении Онежского озера.

В первый день выдался солнечным – это была пятница, когда мы выехали из душного вечернего Санкт-Петербурга, после тяжелого трудового дня, примерно в семь часов вечера. Планировалось проехать 35-40 километров до первой стоянки по Приозерской трассе.

Остановились на озере Кавголовское у поселка Кавголово входящего в Ленинградскую область. Примерно в 20.00 мы прибыли на озеро, сразу же поставили палатку, пока искали дрова, пошел ливневый дождь, слава богу, костер разжегся с первого раза.

Вода в озере была настолько прохладной, что купаться могли только моржи, и мы с удовольствием, двинулись дальше в Карелию.

Субботним ранним утром второго дня – мы выдвинулись в Карелию. Для спокойного путешествия всегда заправляйте бак бензином по максимуму еще до выезда из города и всегда берите запасную канистру на всякий случай.

Бензоколонок на этой трассе мало и бензин зачастую низкого качества. Удаляясь на север, дорога все сильней меняется: крутые подъемы и спуски переплетаются с непредсказуемыми поворотами, на обочинах тут и там валяются большие гранитные глыбы.

По пути встречаются очень живописные места, мы с удовольствием останавливались там, чтобы порадоваться красоте этих мест, таким как озеро Вуокса с примечательным порогом под мостом. Это любимое место туристов занимающихся сплавом.

На озере Молодёжное с крутыми каменистыми местами берегами, все это уж очень напоминало карельские пейзажи. Проехали примерно 172 км (как нам показалось было написано на указателе) от Санкт-Петербурга, мы достигли республики Карелия.

С этого места просматривается порог на реке Асиланйоки. Это место завораживает, в нем есть что-то мистическое к этому располагают развалины ГЭС, особенно притягивает мост расположенный в нескольких метрах чуть ниже по течению реки, с которого открывается поистине потрясающий вид на порог.

Мы не заметили, как пролетело 2 часа, на обратном пути попробовали забраться на рядом стоящую скалу, примерно 19 метров высотой. Местные их называют Хийтольские скалы. Ну что ж, первое место осмотра вдохновило нас быстрее двигаться дальше.

Это оказалось не так просто. Въезд в Карелию порадовал нас отличной дорогой, но через некоторое время асфальт превратился в грейдер, что сильно снизило скорость движения. Машины стали похожи на стадо осликов, бредущих по дороге. При обгонах мы веселись от души. На первом месте, когда искали скалы, мы слегка изменили свой маршрут.

Когда добрались до нужной точки, нас ждал сюрприз в виде 20 метровой отвесной скалы с болтающимися альпинистами. У нас конечно не вездеходы, но лебедка имелась, с трудом протиснулись по узкой горной дороге, испытание в скалолазании прошли успешно и наш транспорт двинулся дальше.

Примерно через час заметили еще одну скалу, не такую крутую, как прежнюю, но все равно интересно было на нее забраться. В этот раз лебедка не понадобилась. Живописная скала оказалась плодоносной с богатым разнообразием ягод, но больше всего нам приглянулась малина и земляника, которую мы успешно подъели.

От души, насмотревшись на окрестности, мы поехали в Лахденпохью. В районе этого города была наша вторая стоянка. Затем мы планировали поехать в заброшенную кирху или по-нашему в церковь. Решили проехать через деревню Лумиваара.

Таких кирх много в Карелии. Кирха была выбрана не случайно, во-первых, она располагалась на нашем пути, во-вторых, на ней сохранился колокол, в-третьих, можно было забраться на колокольню. Место там очень живописное, прекрасный сосновый бор перемешан с березами, очень-очень тихо, слышно как шумит дубрава, небольшой пригорок замечательно прогревается солнцем.

Впечатлений было столько, что не выразить словами, начало темнеть. Пришло время поискать ночлег, мы планировали остановиться у озера, но из-за жары и большого количества отдыхающих сделать это не удалось. В итоге мы остановились на склоне горы в лесочке.

Место оказалось очень удачным всю ночь мы любовались озером Ахвенъярви, а на поле рядом с ним ползали комбайны, подстригая золотое поле. Место ночлега выбирали специально рядом с городом Сортавал, именно оттуда плавают катера «Метеоры» до острова Валаам.

В воскресенье ранним утром туманилось, но нас бывалых туристов, это событие не могло остановить и мы пошли на речной вокзал Сортавала, здесь нас ждало полное разочарование: из-за малого количества туристов многие рейсы были отменены, те рейсы что остались, оказались забронированы на туристические группы.

Но судьба нам благоволила, нашлось частое речное такси готовое отвезти нас на заветный остров Валлам. Правда удовольствие нам обошлось на 70 рублей дороже, но на раздумья времени не было и мы с радостью согласились. Наконец мы на острове. На входе достаточно подробная карта с достопримечательностями, но все равно мы умудрились заблудиться, посмотрели самые интересные места, это скит “Никольский монастырь”, закупили сувениры.

На обратной дороге, на Ладоге была небольшая волна, наши ощущения окупились на 100% и стояли потраченных денег. Наше путешествие на Валаам заняло порядка 5 часов (включая дорогу обратно) и, несмотря на зрелость ощущений, мы решили ехать дальше на север. Проложив маршрут по карте к мраморным легковесным каньонам Рускеала , мы не удержались и остановились у водопадов, где снимался известный кинофильм «А зори здесь тихие».

Очень жаль, что такие красивейшие места постепенно превращаются в помойку: ларьки, палаточки, булочки, пиво и т.д. Выехав из города, хочется наслаждаться дикой природой, оградиться от плодов окультуривания человеком. На Валлам было потрачено много времени, здесь оставаться нам не хотелось, и вариантов особо также не было, пришлось изменить планы и приступить к срочному поиску места для ночлега.

В конце концов, доехали до озера Янисъярви. Как оказалось, мы не учли главного фактора – это приграничная зона! Без пропуска там делать нечего, пришлось заночевать прямо в лесу.

Ранним утром наступил четвертый день нашего путешествия – проснувшись и быстро позавтракав, мы помчались на каньон Рускеала. Нужно было успеть до туристов, чуть запоздаешь, и огромные толпы туристов испортят весь праздник. Похоже мы приехали раньше охранников, т.к. не нашли кому нужно отдавать деньги, и поэтому решили отдать их на выходе.

Мраморный каньон потрясает своей мощью, кажется, что тонны воды раздавят хрупкие мраморные стенки, вода настолько прозрачная, что видно дно, вода отблескивает бирюзовым цветом, выходящие из стен пещеры (бывшие штольни) навевают мысль о былых временах. Не верится что это чудо природы – дело рук человеческих.

Рядом расположен малый карьер, столь же прекрасный. На выходе можно прокатиться на лодке, но на такое рисковое занятие никто из нашей группы не решился. Дальше мы двинулись к водопадам “Белые столбы”, к ним ведется извилистая и местами запутанная дорога.

Местные называют это место Юканкоски, что в переводе означает «Белые мосты». Чтобы достичь этого место необходимо вернуться к Ладоге, проехать на восток в сторону двух озер располагающихся недалеко от города Импилахти. Одно из них называется Руокоярви, с протекающей рядом рекой Кулисмайоки, на которой и находятся “Белые столбы”.

На карте эти места отображены не точно, промахнуться очень легко, это с нами и произошло, пришлось долго идти по просекам, пока не вышли на нужную дорогу, в итоге оказалось, что отмотали лишних 16 километров. Хорошо, что оставили машину на дороге и пошли пешком, иначе “лишних” километров было бы в несколько раз больше.

На нашем пути встретился небольшой водопад, судя по описанию, он не походил на Юканкоски (должен быть около 16 метров с мощным потоком). Пошли дальше и наши старания увенчались успехом через сотню метров, был ясно слышен гул летящей воды.

Водопад оказался громадным: мощный поток нес тонны воды к обрыву, вся масса падала, вниз создавая громогласное эхо, разбрызгивая тысячами капелек, создавая облака тумана стелющегося по берегу реки. Приходилось громко кричать, чтобы собеседник мог услышать.

Вокруг водопада Юканкоски возвышаются высокие скалы, склоны поросли труднодоступными буреломами состоящих из берез и елей. Место сказочно живописное. Насладившись видами, решили подняться к месту, где вода срывается вниз. Пошли вверх по течению реки, на наше счастье там оказался деревянный мостик, который плавно переходил в тропинку, ведущую в загадочный лес.

Это вызвало в нас интерес, и мы двинулись по этой тропинке вглубь леса. И! О чудо! Мы нашли второй водопад, всего в каких-то 20 метрах от Юканкоски. Причем нигде мы не нашли упоминаний о нем, ни в интернете, не на карте. Наш восторг был диким!

Этот водопад такой же мощный, как и первый. Единственное, что нам не удалось спуститься вниз к подножью водопада, спуск был слишком крутым и скользким. В целом зрелище, потрясающее на эти водопады вам нужно обязательно съездить! Дальше нас ждала река Койриноя с уникальными порогами.

Автопутешествие в Карелию

Приехав на место, нам хватило сил только один верхний порог, к счастью он находился прямо у дороги. На нижний порог сил уже не осталось, была мечта скорее добраться до теплой постели в гостинице на берегу Онежского озера в городе Кондопогу. Гостиница называется “Кивач”, отлично кормят, очень опрятно внутри. Рекомендую!

На следующий день наш маршрут пролегал по заповеднику “Кивач”. С погодой не повезло, с утра моросил дождь. Потрясающий вид покрыл все недостатки нашего пути водопад Кивач настолько колоритный и могучий, его бурлящие потоки воды готовы все смыть на своем пути, причем усиливает это движение еще один поток примыкающий слева.

По берегу нужно ходить осторожно, он состоит из скальных пород, которые от воды очень скользкие.

Следующим пунктом у нас был каньон Гирвас, названный в честь одноименной деревушки. Местные его называли водопадом, это было неясно до момента посещения этого знаменитого каньона-водопада. Оказалось, что каньон не обладает большой глубиной, скорее это мелкое озерцо, которое становится рекой, когда открывается дамба.

Стало понятно, почему он и каньон и водопад одновременно, у него ступенчатое дно и когда открывается дамба, уровень воды падает ниже ступеньки и получается водопад.

Красиво смотрятся нависшие каменные глыбы. Далее мы планировали двинуться в Петрозаводск и посетить заповедник Кижи. К сожалению, мы приехали с опозданием на речной вокзал, и рейсов на Кижи уже не было, плюс желания ночевать в лесу также не было, поэтому было решено отправиться туда на следующий день. В районе речного вокзала очень красивая набережная. Переночевали в той же гостинице «Кивач».

На следующий день мы снова были в Петрозаводске, попали на первый рейс в Кижи. Погода была замечательная, до острова долетели “Метеором” за час. Начали осмотр с конца (дальний мыс острова), чтобы не пересекаться с групповыми туристическими маршрутами.

Заповедник славится своими памятниками зодчества: “дом крестьянина” просто огромен, “дом бедняка” говорят, мал, но по современному формату это 1 комнатная квартира, церковь, мельница, утварь которой пользовались и пользуются до сих пор! Все построено без единого гвоздя!

Посмотреть все не удалось, времени было очень мало, сказалось лазанье по скалам. Удалось посмотреть только основную часть заповедника. Нужно было срочно возвращаться к станции, иначе мы рисковали заночевать прямо на острове.

Добравшись до гостиницы, погрузили вещи и выдвинулись в сторону дома. Выехали примерно в 17.00 из Петрозаводска, начал моросить дождь, ехали по Мурманской трассе не торопясь и в 23.00 были уже дома в Санкт-Петербурге.

Наше путешествие продлилось 6 дней – с 15 мая по 20 мая – но впечатлений нам хватило на месяц вперед.