Другие шедевры Венеции
Словно недостаточно для одной церкви уже названных шедевров: здесь же, на хорах (вернее, на расположенных здесь монашеских креслах), — затейливая миниатюрная резьба по дереву, по сложности достойная М. Эшера, поразительно милая «Мадонна с Младенцем» Беллини — триптих в ризнице, и у бокового входа — работа Бальдасса-ре Лонгены, мрачный надгробный памятник дожу Пезаро, который поддерживают четыре массивные фигуры из черного мрамора, чьи тела словно прорываются сквозь белые одежды, как тела невидимых Халков. Череду выдающихся произведений завершают безутешные скорбящие, которые вытирающие глаза краями одежды у мраморного мавзолея-пирамиды Кановы, который автор задумывал как памятник Тициану. Великий живописец умер от чумы в 1576 г. в возрасте 90 лет, но легенда гласит, что в честь его выдающихся заслуг было принято решение нарушить строгие правила карантина, и Тициана разрешили похоронить возле его шедевра.
МОСТ РИАЛЬТО мост
Настоящий шедевр инженерии своего времени, мраморный мост 1592 г., спроектированный Антонио да Понте, на протяжении столетий оставался единственным способом посуху пересечь Большой Канал. Строительство обошлось в 250 000 золотых дукатов, ошеломляющая сумма, которая превосходит в перспективе реальные затраты на мост Калатравы. Сегодня мост Риальто забит киосками и толпами пешеходов, так что местные жители стараются избегать его или придерживаться северной стороны — менее интересной, с точки зрения красоты пейзажа. Южная сторона обращена к Сан-Марко, и когда толпа фотографов-энтузиастов и туристических групп к вечеру рассеивается, с моста и вправду открывается романтический вид на гондолы, идущие по Большому Каналу, дворцы, и полосатые столбы причалов.
КА-ПЕСАРО музей
Словно карнавальный костюм, сшитый на двоих, роскошный внешний вид палаццо, построенного Бальдассаре Лонгеной в 1710 г., служит двум необычным музеям: Галерее современного искусства (Galleria d’Arte Moderna) и Музею восточного искусства (Museo d’Arte Orientale). Галерея современного искусства — это три этажа истории венецианского искусства нового и новейшего времени, давшего старт ранним Бьеннале; первые экспозиции включали венецианские пейзажи и портреты венецианской знати, написанные венецианскими художниками (обратите внимание на Джакомо Фавретто и Гильельмо Чарди). Мудрые организаторы Бьеннале вскоре внесли разнообразие, представив публике «Юдифь II (Саломею)» Густава Климта 1909 г. и «Витебского раввина» Марка Шагала (1914-22). К коллекции второго этажа по завещанию Де Лизи в 1961 г. прибавились работы Кандинского и Моранди, а также модернистские произведения Де Кирико, Миро и Мура, плюс радикальных абстракционистов — послевоенных венецианских художников Сантомазо и Бедова. Поднимитесь по скрипучей лестнице на чердак, мимо группы воинов самураев, готовых к сражению, и вы окажетесь в Музее восточного искусства. С этих воинов начинался эпический шопинг — охота за сувенирами по всей Азии, предпринятая в 1887 — 89 годах, результаты которой принц Энрико ди Борбоне сохранил для потомства в винтажных застекленных шкафчиках для разных диковин. Принц добрался до Японии, когда искусство Эдо отступало перед натиском современности, дорогу которой открыла «революция Мейдзи», и нецке, экраны и лакированные паланкины эпохи Эдо составили основу его коллекции из 30 000 предметов искусства. Экспозиция собрания во многом остается такой, какой она была в 1928 г., витрины периодически закрывают, чтобы сохранить предметы искусства от разрушительного действия света Проверьте расписание предстоящих показов документальных фильмов и старых японских кинопленок, которые периодически устраивает музей совместно с японским посольством.
ЦЕРКОВЬ САН-ДЖАКОМО-ДЕЛЬ-ОРИО церковь
В величественном сумраке этой романской церкви, заложенной в IX-X вв. и обретшей нынешний облик к 1225 г. Светлейшая кажется светлой, как никогда. Основной план церкви — латинский крест, но он не выдержан строго: капеллы облепляют его по углам, внутренние колонны добавлены очевидно беспорядочно, только с декоративными целями. Под сводом — сагепа di nave («карена ли наве» — корабельный киль) XIV века собраны элементы декора, привезенные из самых дальних частей венецианских владений, в том числе -ломбардский амвон, установленный поверх византийской колонны зеленого мрамора VI в.
В темном, прохладном интерьере притаились некоторые примечательные сокровища искусства X1V-XVIII вв., включая светоносную живопись Пальма Иль Джоване в ризнице, редкое произведение Лоренцо Лотто — «Мадонна с Младенцем и святыми», исключительное веронское Распятие (в настоящее время находится на реставрации). Не пропустите мрачноватое «Чудо Девы Марии» Гаетано Дзомпини, на котором провокатор грубо останавливает погребальную процессию Богоматери — лишь для того, чтобы его руки чудесным образом были отсечены от тела, когда он прикоснулся к гробу.
ПАЛАЦЦО МОЧЕНИГО музей
В шикарном семейном особняке Мочениго XVIII в. на Большом Канале раньше разворачивались костюмированные драмы, сейчас во дворце разместился музей моды, типичной для венецианской элиты. Колье и ожерелья экспонируются в Красной гостиной, смертоносные корсеты выставлены на обозрение в Спальне графини, а мужские шелковые бриджи с рисунком «пейсли» — в Столовой. Но даже на самых рискованных вечеринках в Зеленой гостиной, под росписью Якопо Гуарана 1787 г., «Аллегорией свадебного блаженства» на потолке, гости должны были следить за языком: именно семейство Мочению донесло на философа и гостя дома Джордано Бруно в инквизицию, обвинив его в ереси, после чего его подвергли пытке и сожгли в Риме.
ИЛЬ-ГОББО памятник
У северного окончания площади, образованной Фаббрике Нуове (Fabbriche Nuove — новые здания), вы увидите металлическое ограждение вокруг статуи 1541 г. Иль-Гоббо -Горбуна, подпирающего ступеньку. Здесь раньше находился подиум, с которого зачитывались официальные объявления и приговоры: признанных виновными в правонарушениях могли принудительно прогонять сквозь издевающуюся толпу сограждан от Пьяцца Сан-Марко до Риальто, но наказание заканчивалось в тот момент, когда осужденные прикасались к Иль-Гоббо. Считается, что потереть статую — к удаче, так что ограждение было установлено, чтобы защитить Горбуна от слишком активных почитателей и искателей счастья.
СКУОЛА-ГРАНДЕ-ДИ-САН-ДЖОВАННИ-ЕВАНГЕЛИСТА историческое здание
Политические власти благоволили к этому влиятельному венецианскому братству, среди прочих подарков был и многоцветный мраморный второй этаж зала собраний, спроектированный в 1729 г. Джорджо Массари, величественная двойная лестница работы Кодусси и мощеный мрамором внутренний двор Пьетро Ломбарде 1481 г., поверх арки входа в который установлен орел святого Иоанна Евангелиста. Беллини и Тициан создали произведения мирового класса для ску-олы (религиозного братства), которые позднее были перемещены и сейчас находятся в Галерее Академии, но работы Пальма Иль Джоване по-прежнему украшают Зал Альберго. Также в скуоле осталось очаровательное «Поклонение волхвов» Пьетро Лонги с ясноглазым вертящимся Младенецем Христом.
Одно из шести основных венецианских братств, эта скуола была основана в 1261 г. орденом battuti («баттути» — флагеллантов), став общественным клубом Совета Десяти, жутковатой секретной службы Венеции. Для таких блистательных и потенциально смертельно опасных клиентов Джандоменико Тьеполо был обязан завершить контракт, оставшийся не законченным его отцом, Джамбаттиста, который уехал в Испанию. Деятельность ордена была запрещена по указу Наполеона, сегодня в здании скуолы проходят конференции и концерты, иногда оно бывает открыто для публики в дневное время.
Если вам выпадет шанс посетить ску-олу, спросите на входе разрешение заглянуть внутрь часовни, расположенной через улицу. Недействующая церковь Сан-Джованни-Еванджелиста сохранила «Распятие» работы Тинторетто, в примыкающей частной часовне, основанной семьей Бадёр в 970 г., находится чудесный образ св. Иоанна Евангелиста с пером в руке, страстно ожидающего слов Господа, — картина кисти Пьетро Веккиа.
ЦЕРКОВЬ САН-ПОЛО церковь
Туристы торопливо проходят мимо этой скромной византийской кирпичной церкви IX в., расположенной на полпути между И-Фрари и Риальто, понятия не имея о серьезных драмах, разворачивающихся за неприметным порталом. Под деревянным средневековым потолком типа карена-динаве (корабельный киль) находится «Тайнаявечеря» Тинторетто: апостолы в смятении, они поражены заявлением Иисуса о том, что один из них предал его. Джандоменико Тьеполо создал для ризницы волнующий цикл «Крестный путь», представляющий Христа на пути к Голгофе, мучимого глумящимися зеваками, а затем триумфально восстающего из гроба — эта сцена находится на потолочной панели.
ФОНДАКО-ДЕИ-ТУРКИ историческое здание
Герцоги Феррары владели этим домом, построенным в XII в., вплоть до 1621 г., когда им пришлось уступить недвижимость самому важному торговому партнеру Венеции — Турции. Турецкие купцы постоянно присутствовали в Венеции на протяжении всего периода господства на морях, они располагали привилегированным торговым статусом и даже заключали меж-адриатические браки. Периодически эта связь подвергалась испытаниям пиратством, вторжением на территорию соседа и грабежами. Фондако-деи-Турки оставалось в аренде у турок до 1858 г., после чего здание пережило разрушительную модернизацию. Оригинальным фасадом пожертвовали во имя архитектурной моды нового времени, уничтожив, в том числе, оригинальные бойницы, за счет которых строение походило на тюрьму.
Сегодня Фондако служит вместилищем научной библиотеки и довольно любопытного Музея естественной истории -Museo Civico di Storia Naturale (Музео чивико ди стория натурале). Внизу установлен огромный аквариум с обитателями моря, населяющими воды вокруг Венеции, — он неизменно приковывает внимание. А наверху устроена замечательная экспозиция динозавров, в том числе — уранозавр из Сахары, 12-метровый скелет доисторического крокодила и останки жившего120 миллионов лет назад пситаккозавра монгольского — полуметровый скелет малыша этого вида из пустыни Гоби. Новые экспонаты появляются тут благодаря исследованиям и находкам венецианских ученых. Посмотрите, как используются эти собранные экземпляры для целей науки, в образовательных программах и просто для создания мрачноватого очарования музея. Сад в глубине открыт для посетителей в часы работы музея, он представляет собой идеальное место для пикника.
Найдите выгодные Авиабилеты в Венецию Онлайн и забронируйте Отели в Венецию