Крак де Шевалье



Один из самых больших замков мира Крак де Шевалье был сооружен в середине XII в. крестоносцами. После захвата Иерусалима и Святой земли у мусульман им потребовались укрепленные базы для обороны своих вновь приобретенных территорий. Замок Крак де Шевалье, крупнейший в череде подобных крепостей, выдержал бесчисленные атаки и осады, но крестоносцы оставили его, после поражения в 1271 г. За его стенами замка поселились земледельцы, остававшиеся здесь до 1 930-х гг., когда замок был очищен и восстановлен.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗАМКА КРАК ДЕ ШЕВАЛЬЕ

Здесь представлен вид замка более 800 лет назад, в период своего расцвета, когда вмещал гарнизон численностью 4000 человек.

ЗАМОК ИЗНУТРИ

Крак де Шевалье (рыцарский замок) венчает холм высотой 650 м в ущелье Хомс, возвышаясь на пути из Антиохии в Бейрут. В середине XII в. мальтийские рыцари-иоанниты (крестоносцы) предприняли массированное наступление, во время которого были возведены стена толщиной 30 м с семью часовыми башнями и конюшни на 500 лошадей. Внутри замка находился резервуар, в который поступала вода из акведука. Гарнизон крепости достигал 4000 человек. Запасы продовольствия поставлялись из соседних селений, а в замке были свои отжимные прессы для оливкового масла и пекарня. Впоследствии завоеватели-мусульмане превратили часовню крестоносцев в мечеть, внесли изменения в планировку бань и водоемов.

 

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ЗАВОЕВАНИЕ

Военные походы крестоносцев на Ближнем Востоке продолжались на протяжении XII — XIII вв., однако обитатели замка Крак де Шевалье успешно отражали нападения. В 1163 г. рыцари удачно оборонялись от дамасского султана Нурадина, а в 1188 г. знаменитый мусульманский завоеватель Саладин осадил замок, который оказался неприступен. Наконец в 12 71 г. Бейбарс I аз-Захир Сейф-ад-дин ас-Салихи, мамлюкский султан Египта и Сирии, разработал свой план. Он направил фальшивое письмо, в котором граф Триполи якобы приказывал крепости сдаться. Таким образом, войско Бейбарса заняло крепость крестоносцев без особых потерь.

ТАНКРЕД, ПРИНЦ АНТИОХИИ

В 1096 г. ТанкреддОтвиль (1078 — 1112) примкнул к своему дяде Боэмунду, возглавлявшему норманнских рыцарей в первом Крестовом походе на Святую землю. Их целью было приостановить продвижение турок-сельджуков, угрожавших Византийской империи, и завоевать Иерусалим. Танкред прославился при захвате Тарса. Он сыграл главную роль в осаде Антиохии и возглавил поход на Иерусалим (1 099) с последующим его захватом. Годом позже, кода Боэмунда взяли в плен турки, Танкред захватил власть над Антиохийским княжеством. Он единолично правил в Северной Сирии, возглавляя атаки на турок и византийцев. В 1110 г. он занял горную крепость, которую крестоносцы перестроили в замок Крак де Шевалье.

krak de shewalie

Башня королевской дочери

Северный фасад башни имеет большой выступ с галереей, откуда можно было метать камни, если бы наружная стена была проломлена. На уровне земли башня украшена тремя декоративными глухими арками

krak de shewalie

Лоджия

По одной стороне центрального внутреннего двора замка идет лоджия с красивыми готическими сводами и сводчатым потолком. Лоджия украшена резными цветочными мотивами и изображениями животных. Рядом -Большой зал с трапезной.

ПРЕВОСХОДНЫЙ ЗАМОК

Английский писатель Т. Э. Лоуренс (Лоуренс Аравийский)описывал Крак де Шевалье как «самый восхитительный замок в мире». Замок вдохновил британского короля Эдуарда I, видевшего его во время девятого Крестового похода в 1272 г., на строительство своих замков в Англии и Уэльсе.

Храм Гроба Господня, Иерусалим

Этот важнейший в христианском мире церковный комплекс был построен на месте, где по преданию происходило распятие, погребение и воскрешение Христа. Первая базилика была возведена римским императором Константином в 326 — 335 гг. по предложению его матери, Св. Елены. Позднее она была перестроена византийским императором Константином Мономахом в 1040-х гг., после того, как ее уничтожил в 1 009 г. султан Хаким из династии Фатимидов. Затем ее вновь перестроили крестоносцы в 1114-11 70 гг., а после сильнейшего пожара в 1808 г. и землетрясения 1927 г. потребовались большие реставрационные работы.

ПЕРВЫЕ ЦЕРКВИ

Христианство стало господствующей религией на Святой земле в IV в. Здесь стали строить впечатляющие церкви. Перед этим римляне с подозрением относились к запрещенным сектам, и христиане вынуждены были проводить свои собрания и моления в частных «домашних церквах».

 

ГОЛГОФА

Внутри храма две лестницы ведут вверх к Голгофе, что означает на иврите «место черепа». Слева находится часовня греческой православной церкви; алтарь помещается прямо над скальным выступом, где по преданию стояло распятие Христа (Скала Голгофы). Расщелина в Голгофе, видимая от апсиды часовни Адама снизу, согласно легенде, появилась после землетрясения, происшедшего после смерти Иисуса. Справа находится часовня римской католической церкви с алтарем из бронзы и серебра (1558), который подарил кардинал Фердинанд Медичи. Между алтарями расположен алтарь «Стабат Матер», который запечатлел скорбящую Марию у подножия креста.

 

СТАТУС КВО

В Иерусалиме представлено не менее семнадцати религиозных конфессий. Долгие и яростные споры между христианами относительно владения храмом Гроба Господня в основном разрешились благодаря указу властей Османской империи (1852). Он до сих пор сохраняет свою юридическую силу под названием Статус Кво и разделяет попечительство над святым местом между Греческой, Армянской, Коптской, Римской католической, Эфиопской и Сирийской церквами. Некоторые общины управляются совместно. Ежедневно храм открывает привратник-мусульманин в качестве «нейтрального» посредника. В течение ряда поколений эту церемонию выполняет представитель одного и того же рода.

ГРОБНИЦА ХРИСТОВА

При постройке первого храма строители срыли часть холма, чтобы высвободить уединенную гробницу Иисуса и иметь достаточно места для возведения вокруг нее храма. С этой целью нужно было снести старую церковь, в процессе чего была обнаружена скала Голгофы, где якобы был распят на кресте Христос. Первоначальную усыпальницу IV в. сменил ряд последующих. Нынешний храм с двумя часовнями строился в 1809 — 1810 гг. после пожара 1808 г. Наружная часовня Ангела имеет низкие пилястры с куском камня, который якобы вынули из гробницы Христа ангелы. Низенькая дверь ведет во внутреннюю часть храма Гроба Господня, где по преданию находится тело Господне.