Лучшие достопримечательности Гетто в Венеции



В средние века этот аванпост стал домом для гетто (слово getto означало «литейный цех»): на отдельном острове был меньше риск распространения пожара на остальной город. Однако главную роль квартал сыграл в качестве места, где в XVI-XVIII вв. поселили евреев, и его случайное название стало термином, получившим новое значение во всем мире. Согласно закону Венецианской республики от 1516 г., днем еврейские ремесленники и ростовщики трудились над снабжением и финансированием венецианских коммерческих предприятии, а ночью и в дни христианских праздников они обязаны были оставаться за закрытыми воротами острова, названного Гетто Нуово — Новое Гетто.

Кампо дель Гетто Нуово

В отличие от большинства европейских городов той эпохи, прагматичная Венеция предоставила еврейской общине право заниматься определенными профессиями, ключевыми для жизни города, в том числе медициной, торговлей, банковским делом, модой и издательской деятельностью. Но по окончании рабочего дня венецианские евреи обязаны были возвращаться на остров Кампо дель Гетто Нуово — Площадь Нового Гетто. Когда инквизиция выгнала евреев из Испании, многие бежали в Венецию. По всему Кампо дель Гетто Нуово надстраивали дополнительные этажи для поселения вновь прибывших, появились новые синагоги и издательские дома.

Согласно официальным законам, принятым ок. 1516 г., мосты, которые вели на остров, запирались в полночь. Эти правила были отменены при Наполеоне в 1797 г., когда 1626 обитателей Гетто были признаны равноправными гражданами Венеции. Однако при Муссолини в 1938 г. были введены расовые законы, отбросившие общество назад, в XVI в., а в 1943 г. большинство венецианских евреев было депортировано в концентрационные лагеря. В память о них на северо-восточной оконечности острова установлен мемориал. Как гласит надпись на мемориале, из высланных вернулись лишь 37 человек. Сегодня мало кто из примерно 400 евреев Венеции живут в самом Гетто, их дети приходят на Кампо дель Гетто в окружении живого наследия исторического Гетто: книжных магазинов, художественных и религиозных учреждений.

В самом сердце Гетто находится Еврейский музей — Museo Ebraico (Музео Эбраико). Он рассказывает об истории еврейской общины Венеции через предметы повседневной жизни, а также о ее вкладе в культуру города. Исследуйте музей и узнайте в нем об экскурсиях с гидами на Старое Еврейской кладбище — Antico Cimitero Israelitico (Антико Чимитьеро Израэли-тико), расположенное на острове Лидо.

Getto venecia

Синагоги

Вступая на территорию Кампо дель Гетто Нуово, поднимите голову: поверх частных домов виднеется деревянный купол построенной в 1575 г. Скола Итальяна — Schola Italiana (Итальянской Синагоги). «Итальянцы» были беднейшими в Гетто, и их синагога выглядит совсем просто, но в ней сохранилась красивая резьба по дереву.

Со стороны площади легко распознать по пяти длинным окнам Германскую Синагогу — Скола Те-деска (Schola Tedesca), которая служила духовным домом для венецианской общины евреев-ашкенази с 1528 г. К XVI в., согласно венецианскому законодательству, только общине немецких евреев разрешалось давать деньги в рост, и успех этого бизнеса отражается в прекрасном декоре их синагоги. Барочная кафедра и резные скамьи внизу отделаны позолотой, а овальная женская галерея наверху повторяет форму венецианской оперной ложи.

Выше Скола Тедеска на углу площади вы увидите деревянный купол Скола Кантон — Schola Canton (Угол или Французская Синагога), построенной ок. 1531 г., с позолоченными интерьерами XVIII в. в стиле рококо. Хотя в европейских синагогах обычно избегали образных изображений, маленькая Скола Кантон стала исключением из правил: в ней сохранились восемь очаровательных произведений, иллюстрирующих библейские притчи.

Беженцы из Португалии и Испании возвели две синагоги за мостом, на Кампо дель Гетто Век-кио — Campo del Ghetto Vecchio (Площадь Старого Гетто), и они считаются одними из самых красивых в Италии; интерьеры, обновленные в XVII в., возможно, исполнены Бальдассаре Лонгеной. Скола Левантина — Schola Levantina (Левантийская Синагога) сохранила великолепную деревянную кафедру XVII в., в то время как в главный зал Скола Спаньола — Schola Spagnola (Испанская Синагога) можно подняться по широкой лестнице. Эта сефардская синагога, основанная беженцами из Испании в 1583 г., показывает, как складывалась их община в Венеции на протяжении одного-двух поколений; постепенно к зданию добавлялись классические окна с высокими арками, повторяющиеся геометрические детали, роскошный мрамор и барочная резьба по дереву в интерьере.

Экскурсии на английском языке по синагогам продолжительностью один час начинаются в Еврейском музее четыре раза в день, первая -в 10.30; программа включает посещение трех синагог Гетто: Скола Тедеска, Скола Кантон и либо Скола Итальяна, либо Скола Спаньола. Скола Левантина по-прежнему используется для субботних богослужении зимой (здание обогревается), в то время как Скола Спаньола действует летом.

РЕНЕССАНС В ГЕТТО

Несмотря на указ о десятилетней цензуре, принятый в 1553 г. Римской церковью, венецианские книгоиздатели-евреи продолжали публиковать сотни новых трудов, популяризуя свежие ренессансные идеи в религии, гуманистической философии и медицине. В XVII в. ученый раввин из Скола Итальяна Леон да Мо-дена пользовался таким уважением как мыслитель и ученый, что христиане стали посещать его службы, и Модена приветствовал их присутствие, произнося проповеди на итальянском. Книжные салоны Гетто, организованные Моденой, популярным писателем-философом Сарой Копия Суллам и другими заметными интеллектуалами, привлекали в Гетто ведущих мыслителей всех вероисповеданий

На стене дома No 1131 Calle del Ghetto Vecchio (Калле дель Гетто Веккио) вырезан в камне официальный декрет Республики от 1704 г. Эта декларация запрещала евреям, обратившимся в христианство, входить в Гетто или в дома иудеев под страхом наказания,которое могло включать «веревку [повешение], тюрьму, галеры, порку…и другие суровые кары, в зависимости от суждения их превосходительств (судебных исполнителей по делам о кощунстве»).