Нотр-Дам, Париж



Ни одно из зданий так тесно не связано с историей Парижа, как собор Богоматери. Он величественно высится на острове Сите в самом сердце этого города. Закладка первого камня в 1163 г. положила начало 170-летним трудам длинной череды архитекторов и ремесленников. С тех пор стены собора видели многочисленные церемонии коронации и королевские свадьбы.

Построенный на месте романского храма, собор стал шедевром готической архитектуры. После завершения строительства около 1330 г. его длина собора составила 130 м. Среди его конструктивных особенностей — аркбутаны, большой трансепт, глубокие хоры и башни высотой 69 м.

107

Южное окно-роза

108

Западный фасад и порталы

Две огромные башни, три главных входа, великолепные скульптуры, центральное окно-роза и ажурная галерея -выразительные особенности западного фасада собора.

ГОРБУН ИЗ НОТР-ДАМ

Роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), опубликованный в английском переводе под названием «Горбун из Нотр-Дам», принадлежит перу французского писателя-романтика Виктора Гюго (1802-1885). Горбун из названия — это звонарь Квазимодо, воспитанник собора, и роман повествует о его безнадежной любви к танцовщице Эсмеральде. Нотр-Дам ощутимо и зримо присутствует в романе, и Гюго с помощью этого образа поднял свой голос против пренебрежительного отношения к собору, названному им «книгой в камне», к которой нужно относиться как к сокровищу.

ИНТЕРЬЕР

Величие интерьера собора Парижской Богоматери особенно поражает в его центральном нефе с высочайшими сводами. Неф пересекает огромный трансепт, каждый из концов которого завершается средневековым окном-розой диаметром 13 м. Собор украшают работы известных скульпторов. Среди них — резные ограждения хор Жана Рави, «Пьета» Николя Кусту на позолоченном постаменте, изваянном Франсуа Жирардоном, и статуя Людовика XIV работы Антуана Куазево. На витраже XIII в. в северном окне-розе изображена Дева Мария в окружении персонажей Ветхого Завета. Статуя Мадонны с Младенцем XIV в. стоит напротив юго-восточной колонны трансепта.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Готический стиль возник во Франции примерно в конце XII в. вместе с базиликой Сен-Дени (1 137-1 281) к северу от Парижа, в которой похоронено большинство французских монархов. Стрельчатая арка, нервюрный свод, ажурный оконный переплет, окно-роза — все эти важные элементы готического стиля уже в полной мере присутствовали здесь. Стремление строить все более высокие, величественные, наполненные светом церковные сооружения неуклонно росло.

Появилась еще одна важнейшая отличительная особенность стиля -аркбутан, помогающий перераспределить вес высоких сводов и стен. Собор Парижской Богоматери, с его головокружительно высоким внутренним пространством, наполненным светом, льющимся через цветные стекла витражей в окнах-розах, — один из самых знаменитых и впечатляющих образцов готики. Архитекторы многих стран Европы с энтузиазмом восприняли этот стиль.