Прогулка: вокруг Ангкор Ват



Храм состоит из трех уровней, восходящих к центральному крестообразному святилищу. Лучше всего барельефы можно увидеть на первом уровне, в частности в Южной и Восточной галереях. В зале Восточного входа высится статуя Вишну. Самые красивые изображения танцовщиц «апсар» можно найти на верхнем уровне. Отведите на прогулку хотя бы половину дня, а если вы любите посещать храмы, то вам потребуется целый день.

В отличие от других кхмерских храмов, Ангкор Ват повернут на запад, к главному входу ведет Западная дорога, через ров, между двух отреставрированных зданий «библиотек» и близлежащих прудов.

1. Западная дорога (The Western Causeway)

Наверх, к главному храму, ведет дорога длиной 350 м и шириной 9 м, обрамленная балюстрадами с фигурками нагов. По обе стороны от дороги стоят строения, называемые «библиотеками».

Идите к востоку по дороге к главному входу в комплекс.

2. Западная галерея (The West Gallery)

В Западной галерее установлена статуя восьмирукого бога Вишну, почитаемого местными буддистами. На барельефах южной секции Западной галереи изображена битва на Курукшетре. Поверните направо от фигуры Вишну и идите к юго-западному углу Ангкор Ват.

3. Южная галерея (The South Gallery)

Здесь можно увидеть удивительные барельефы, изображающие армию короля Сурьявармана II и сцены Рая и Ада. Подлинный обшитый панелями потолок был воссоздан, но из бетона, а не из дерева.

Идите далее по галерее к юго-восточному углу Ангкор Ват в восточном конце галереи, затем поверните налево (на север).

4. Восточная галерея (The East Gallery)

В этой галерее также представлены два уникальных барельефа, первый из которых — Пахтанье Молочного океана — жемчужина Ангкора. Под ним расположена длинная панель, рассказывающая о победе Вишну над Демонами. Продолжайте движение через Слоновьи ворота к северо-восточному углу Ангкор Ват, затем поверните налево (на запад).

5. Северная галерея (The North Gallery)

Здесь барельефы изображают победу Кришны над черным демоном Банной и битву между богами и демонами. Богов можно отличить по традиционным животным, на которых они восседают, и выражениям лиц. Шива, к примеру, сидит верхом на священном гусе, а Вишну, имеющий четыре руки, оседлал гаруду.

Дойдите до северо-западного угла Ангкор Ват, поверните на юг и вернитесь обратно к статуе Вишну. Поднимитесь по каменным ступеням на второй уровень.

6. Второй уровень (The second level)

Второй уровень имеет форму креста, с четырьмя каменными резервуарами, некогда наполненными святой водой, которую использовали для омовения священнослужители и послушники.

Стены покрывают прекрасные изображения божественных танцовщиц апсар.

Следуйте по указателям по кругу центральной башни против часовой стрелки, пока не вернетесь к главным ступеням, ведущим на третий уровень.


7. Третий уровень (The third level)

Этот самый верхний уровень, олицетворяющий вершину горы Меру, поддерживает центральная башня и четыре башни по краям. Из соображений безопасности в связи с проводимой реконструкцией вход на третий уровень для туристов закрыт. Спускайтесь по указателям вниз в западном направлении и выходите через главный вход и Западную дорогу.

В Западной галерее представлена битва на Ланке, которая изображает длительную битву Рамы с королем-демоном Ланки Раваной, похитившим Ситу. Особое внимание на этой панели привлекает армия царя обезьян Хану-мана в битве на Курукшетре, сцена из древнеиндийского эпоса «Махабха-рата», повествующего о распре между Пандавами и Кауравами. На нижнем уровне изображена пехота, а выше — офицеры верхом на слонах.

Панели Южной галереи изображают триумфальное шествие армии короля Сурьявармана II. Король едет верхом на боевом слоне и держит в руке боевой топор. 15 зонтов укрывают его от жары, и многочисленные слуги обмахивают его опахалами. По контрасту со стройными рядами кхмерских солдат группа тайцев-наемников, одетых в саронги, шагает не в ногу. Далее идут сцены Рая и Ада, где показываются награды и наказания. ‘Ре, кто в земной жизни был добродетелен, приближаются к Яме, владыке Преисподней, и им открывается проход в рай. Под ними ужасные демоны с огромными дубинами загоняют в ад грешников.

Восточная галерея может гордиться самым известным в Ангкоре барельефом — Пахтанье Молочного океана. На одной великолепной резной панели 88 асуров (демонов) слева и 92 дева (бога) справа взбивали молочное море с помощью гигантского змея в течение тысячи лет. Целью этого действа было получение эликсира бессмертия, которого жаждали и боги, и демоны.

 Progulka vokrug Angkor Vat

Над этой сценой вырезаны прекрасные апсары, которые танцами и песнями подбадривают богов и демонов в их труде. Далее следует сцена победы бога Вишну над демонами, где показывается, как Вишну верхом на гаруде (птицеподобном мифическом существе) сражается с бесчисленным множеством демонов.

Северная галерея отображает победу Кришны над Баной. Здесь бог Вишну в своей реинкарнации Кришны атакует город Баны, короля-демона, поклонявшегося богу Шиве. Далее изображена битва богов с демонами, изящный барельеф, где индуистские боги борются с бесчисленным множеством демонов. Вишну снова сидит верхом на гаруде, а Шива оседлал священного гуся.

На второй уровень можно подняться из западного входа по крутой лестнице. Это крестообразная крытая галерея с четырьмя глубокими колодцами (ныне пустыми), в которых некогда хранилась вода для ритуалов очищения священнослужителей и членов королевской семьи. Стены украшают изящно вырезанные изображения апсар, а также множество каменных образов Будды, которые появились после посвящения храма буддизму. Многие изображения серьезно пострадали в переходный период.

В древности только жрецам и королям позволено было подниматься на третий ярус храма. Центральная башня здесь возносится на 42 м над верхним уровнем, таким образом, общая высота центрального святилища Ангкора достигает 65 м — что равно высоте собора Парижской Богоматери. Четыре богато украшенных портика ориентированы по сторонам света; все они когда-то вели к центральной статуе бога Вишну — возможно, той, что сейчас украшает западный вход. Сегодня, когда основной религией стал тхеравада-буддизм, Вишну заменили изображения Будды.

Когда создавался этот путеводитель, третий уровень был закрыт для туристов. Если случится так, что его откроют, то оттуда можно будет полюбоваться чудесными закатами, оценить всю колоссальность храмового комплекса. Лучи заходящего солнца проникают через причудливый орнамент окон из песчаника, и прекрасно сохранившиеся изящнейшие фигурки божественных танцовщиц апсар купаются в теплом золотисто-красном свете.