Собор Св. Петра, Рим



Самая почитаемая святыня католицизма, величественная, пышная, одетая в мрамор базилика Св. Петра привлекает паломников и туристов со всего мира. В соборе хранятся сотни бесценных произведений искусства, некоторые из них спасены из первоначальной базилики IV века, построенной императором Константином, другие выполнены по заказу художниками эпох Ренессанса и барокко. Основной тон в скульптурном убранстве собора задал Бернини, создавший сень с витыми колоннами (киворий) под огромным куполом Микеланджело. Кафедра в центральной апсиде с четырьмя святыми, поддерживающими трон, — также работы Бернини.

sobor sv petra

Площадь Св. Петра

По воскресеньям, а также в особых случаях, таких как религиозные праздники и канонизации, папа благословляет толпы с балкона, выходящего на площадь с колоннадой перед собором Св. Петра, спроектированную Бернини.

sobor sv petra

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Великий флорентийский художник, скульптор, архитектор, поэт и инженер, Микеланджело Буонаротти (1475-1 564) был одним из наиболее выдающихся представителей Ренессанса. Одна из его ранних работ, «Пьета», — технически совершенный шедевр, созданный Микеланджело, когда ему было всего 25 лет, — находится в соборе Св. Петра. Микеланджело считал себя по преимуществу скульптором, но в 1 508 г. принял предложение папы Юлия II расписать потолок в Святой часовне Ватикана. Когда работа была завершена в 1 512 г., ее немедленно признали шедевром века. В 1546 г. Микеланджело был назначен главным архитектором собора Св. Петра и последние десять лет своей жизни посвятил строительству этого храма.

 

ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ

Итальянский скульптор, архитектор, художник-декоратор и живописец, Бернини был яркой фигурой итальянского барокко. Сын скульптора, родившийся в Неаполе в 1598 г., молодой Бернини рано проявил свою одаренность в работе с мрамором. Он становился любимым архитектором, скульптором и градостроителем трех сменявших друг друга пап и изменил облик Рима своими церквями, дворцами, площадями и фонтанами. Он работал над своими произведениями в разных частях собора Св. Петра на протяжении более чем 57 лет.

РЕНЕССАНСНЫЙ СТИЛЬ

Спроектированный Брунеллески Оспедале дельи Инноченти (141 9-1424) во Флоренции, с его вдохновленными античностью тонкими колоннами и полуциркульными арками, открыл новую эпоху в архитектуре Италии. В последующие десятилетия ренессансный стиль распространился в других крупных городских центрах Италии. В конце XV -начале XVI вв. авангард этого движения переместился в Рим. К этому времени ренес-сансный стиль достиг большинства стран Европы и даже далекой Москвы благодаря Венеции. Ренессанс (или Возрождение) в строительном проектировании выразился в рационалистичности и гуманистичности. Опираясь на основные элементы архитектуры — квадрат, куб, круг и сферу, — архитекторы начали планировать здания в соответствии с математическими пропорциями.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЛАН БАЗИЛИКИ СВ. ПЕТРА

Св. Петр был погребен в некрополе рядом с местом своей мученической кончины в Цирке Нерона. Константин построил над погребением базилику в 324 г. В XV в. выяснилось, что старая церковь обветшала и стала небезопасной, и решено было ее разрушить. Она перестраивалась в XVI и XVII вв. К 1614 г. был готов фасад, а в 1626 г. состоялось освящение нового собора.

sobor sv petra