Тадж-Махал — одно из самых известных зданий в мире. Он был построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о его любимой жене, Мумтаз-Махал, которая умерла в 1 631 г. Идеальные пропорции и мастерство, с которыми он был построен, заставляют говорить о нем как о «видении, мечте, поэме, чуде». Величественный мавзолей-мечеть — образ исламского рая. Стоимость его строительства оценивается в 41 млн. рупий и 500 кг золота. Около 20 000 рабочих трудились на его строительстве в течение 1 2 лет. Тадж-Махал был завершен в 1 643 г.
Вид на Тадж-Махал
Комплекс Тадж-Махала ограничен с трех сторон стенами из красного песчаника. В дальних концах комплекса находятся два величественных здания: с западной стороны — это мечеть Тадж-Махала.
Бассейн «Лотос»
Назван по форме фонтанов, в водах которых отражается мавзолей. Здесь на мраморной скамье фотографируются посетители Тадж-Махала.
МОГОЛЬСКИЙ СТИЛЬ
Здания, построенные в могольском стиле, из мрамора или красного песчаника, выражают величие и императорский статус. Могольские императоры выступали покровителями искусства, литературы, архитектуры. Благодаря им возникла богатая культура, вобравшая в себя лучшее из исламской и индуистской традиций. Один из примеров в архитектуре — усыпальницы, устроенные на высоком постаменте в центре чарбагха — огороженного сада из четырех частей. Декоративные элементы, такие как ажурные решетки, широко используются в дизайне для вентиляции и в качестве перегородки, а изысканные инкрустации и островерхие арки придают зданиям, построенным в могольском стиле, воздушность, несмотря на огромные размеры. Среди других выделяющихся элементов этого стиля — чхатри (куполообразные павильоны), заимствованные из раджпутской архитектуры, и минареты, придающие зданию симметрию.
РАЙСКИЙ САД
Райский сад — характерный пример могольского ландшафтного дизайна. Он считается заслугой Бабура (1483-1530), первого императора Великих Моголов, который постарался воплотить в нем красоту своей родины (Фергана, Центральная Азия). Дизайн сада отражает в себе исламские геометрические пропорции и их метафизический символизм. Чарбагх огорожен, его территория разделена каналами на четыре участка, которые соединяются мостиками. Вода, как источник жизни, является его центральным элементом. В месте пересечения каналов располагается павильон императора, олицетворяющего собой воплощение бога на земле.
ИНТЕРЬЕР ТАДЖ-МАХАЛА
Считается, что Тадж-Махал создавался, как отражение рая на земле. Безупречная мраморная облицовка демонстрирует утонченное эстетическое чувство, достигшее совершенного воплощения при Шах-Джахане (1627-1658). Тадж-Махал выражает блеск и богатство культуры Моголов, нашедших выражение в его архитектуре, ландшафтном дизайне, живописи, ювелирных изделиях, каллиграфии, текстиле. Декоративные элементы присутствуют в отделке, резных панно, парковом ландшафте и настенных панелях, украшенных каллиграфическими орнаментами.