Храм Неба



Построенный в эпоху Мин, Храм Неба, или Тяньтань, -один из крупнейших храмовых комплексов в Китае и один из лучших образцов архитектурной гармонии и символизма. Именно здесь императоры совершали ритуальные жертвоприношения и обращались с молитвами к Небу и предкам в дни зимнего солнцестояния. Как «сыны Неба», они выступали посредниками между своим народом и богами и молили высшие силы о ниспослании хорошего урожая. Недоступный для простого народа в правление династий Мин и Цин, сегодня этот храмовый комплекс открыт для публики; ежедневно его осматривают тысячи посетителей. В их числе китайцы, пришедшие отдохнуть в большом парке, окружающем храмовые памятники.

КОМПЛЕКС ТЯНЬТАНЬ

Главные части храмового комплекса, соединенные между собой Мостом Алых ступеней (наклонный церемониальный путь), образуют основу паркового ансамбля. В каждых воротах по три двери — для императора (восточная), для богов (центральная) и для чиновников (западная). Круглая Стена Эха названа так неслучайно — ее стороны отражают даже малейшие шорохи.

xram neba

Трехдверные ворота Императорского Небесного свода

xram neba

Императорский Небесный Свод, где хранились деревянные таблички с духами богов

ПЛАНИРОВКА ХРАМА НЕБА

Храм буквально излучает космологическую символику. Все главные строения расположены вдоль оси север-юг. Поговорка древних китайцев «небо — круг, земля — квадрат» отражена в многочисленных сочетаниях квадратов и кругов в постройках. Небо представлено круглыми коническими крышами и синей плиткой Зала Молений о хорошем урожае и Императорским небесным сводом. Круглый алтарь символизирует небеса, а земля представлена в его ограждении. Большую роль в планировке и оформлении также сыграла нумерология, согласно которой определенные числа являются наиболее удачными: так, у Зала Молений о хорошем урожае — тройные венчающие карнизы, а у Круглого алтаря — три яруса.

ОБРЯДЫ И ЦЕРЕМОНИИ

После каких-либо природных катастроф император должен был проводить соответствующие церемонии в Храме Неба и умиротворять небеса. Здесь же он просил о дожде и хороших урожаях. После трех дней строгого поста целая процессия провожала императора в Запретный город, где он проводил ночь перед жертвоприношением во Дворце Воздержания. На следующий день перед рассветом он надевал церемониальные одежды. Затем, следуя с севера на юг, под священную музыку и танцы, он поднимался на Круглый алтарь и сжигал свежеубитого быка и узелки шелка, после чего расставлял деревянные таблички с духами богов и предков (shenpai), которые также принимали участие в церемонии.

 

ПОСЛЕДНЯЯ ЦЕРЕМОНИЯ

Церемонию, посвященную празднованию дня зимнего солнцестояния, китайские императоры проводили еще со времен династии Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.). Последняя такая церемония в Храме Неба была проведена первым президентом Китайской республики генералом Юанем Шикаем (1859-1916). Став президентом, он поставил своей целью стать императором и основать новую императорскую династию. В 1 914 г. он провел церемонию в Храме Неба, удовлетворив свои императорские амбиции, однако традиционного величия церемонии не получилось -генерал, хоть и в соответствующих одеждах, приехал на бронированной машине.

ИМПЕРАТОР ЧЖУ ДИ

Этот император из династии Мин правил Китаем в 1403-1424 гг.; при нем столица была перенесена из Нанкина в Пекин, началось строительство Запретного города, Храма Неба и Гробниц Мин.