Амьенский собор
Шедевр инженерного искусства и готической архитектуры, доведенной до самых дерзновенных высот, Амьенский собор Богоматери также является самым большим собором Франции. Строительство началось около 1 220 г. и продолжалось 50 лет, финансируемое из доходов с продаж вайды — растения, ценимого за получаемую из него синюю краску. Построенный для того, чтобы вместить драгоценную реликвию -часть головы Иоанна Крестителя, принесенную из крестовых походов, — собор стал центром притяжения для паломников. После реставрации, осуществленной архитектором Виолле-ле-Дюком в середине XIX в., собор чудесным образом пережил две мировые войны и славится обилием своих скульптур и рельефов.
Плачущий ангел
Изваянная Николя Блассе, эта сентиментальная скульптура стала популярным образом во время Первой мировой войны.
Окно-роза
ГОТИЧЕСКИЙ ДЕКОР
Как все готические церкви, Амьенский собор богато декорирован. Скульптуры предназначены для отвлечения внимания от конструктивных элементов; так добродетели служит необходимость: гротескные горгульи призваны скрывать водосливы, колонны украшены растительным орнаментом. Даже там, где резные изображения нельзя увидеть с близкого расстояния, они выполнены с поразительными мастерством и тщательностью. Только на амьенских скамьях для молящихся вырезано более 4000 деревянных фигур — изображения местных ремесленников тех дней, жителей Амьена и библейских персонажей.
ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК
Прославленный архитектор и теоретик искусства Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (1814-1 879) участвовал в реставрации собора в 1850-х гг. Искушенный как в архитектуре, так и в археологии средневековья, он был ведущей фигурой во Французской комиссии по историческим памятникам, предпринимавшей реставрационные работы на многих архитектурных достопримечательностях, в числе которых и собор Парижской Богоматери. В наши дни он более всего известен благодаря своим энциклопедическим трудам по французской архитектуре и дизайну, особенно «Толковому словарю французской архитектуры XI-XVI веков» (1854-1 868).
СТРОИТЕЛЬСТВО АМЬЕНСКОГО СОБОРА
Собор проектировал французский архитектор Робер де Люзарш, которого вдохновлял готический Реймсский собор также во Франции. Работы начались в 1 220 г., и к 1 236 г. были готовы фасад, окно-роза и порталы. На этом этапе эстафету Люзарша, который безвременно скончался в 1222 г., принял архитектор Тома де Кормон. Кормон руководил строительством хоров и апсиды. Собор был завершен к 1 270 г., и, возможно, такая скорость исполнения замысла объясняет цельность и чистоту стиля здания. Исследования показали, что фигуры на чудесном западном портале изначально были ярко раскрашены. Специалисты установили первоначальные их цвета, и теперь периодически проводится световое шоу, во время которого портал подсвечивается и выглядит так, как 700 лет назад.